
Когда понимаешь, что всё, что есть в Будапеште замечательного, было построено во второй половине XIX века, а точнее – за два, ну хорошо, три десятилетия перед началом Первой мировой войны, а если не углубляться в детали, то, кажется, просто за 1896 год, – возникает справедливый вопрос: «Как это?!»
Или, как иногда спрашивают туристы: «Откуда деньги?», «Наверное, лидер был сильный?» и даже «Кто-то деньги дал?»
Немножко ответов – в статье Игоря Крючкова «Промышленная революция» в Венгрии в последней трети XIX – начале XX веков: «догоняющая модернизация» страны и ее социальные последствия
…Правительство принимает в 1881 году специальный закон, предоставивший значительные льготы вновь возникавшим промышленным предприятиям. Они освобождались до 1895 года от промыслового налога, налога с доходов, штемпельного сбора с регистрации сделок. Кроме этого, для них уменьшались железнодорожные тарифы на перевозку промышленных товаров и других грузов, имевших важное значение для народного хозяйства Венгрии. На предприятиях размещались государственные заказы, им предоставлялись субсидии и ссуды. Среди особо опекаемых отраслей промышленности оказались текстильная, машиностроение, электротехническая, горнодобывающая, черная металлургия.
Более радикальный характер носил закон 1887 года: помимо того, что льготы закона 1881 года распространялись на горнодобывающую промышленность, он передавал безвозмездно государственную землю предпринимателям под строительство промышленных объектов, а также предполагал выдачу бизнесу ссуд и размещение государственных заказов.
В 1890 году срок действия законов о льготах промышленным предприятиям был продлен еще на 14 лет. Причем под действие этого закона попало более 780 предприятий. Закон XIV 1890 года предоставлял отдельно ряд льгот для акционерных обществ Будапешта.
[«Правительство принимает в 1881 году специальный закон…» Премьер-министром Королевства Венгрия был в 1875–1890 был Кальман Тиса; к сожалению, статья в Вики не добавляет ни единого нового слова к статье Словаря Брокгауза и Ефрона].
С 1867 года в стране начинается так называемая грюндерская лихорадка. На первых порах большую роль в индустриальном развитии Венгрии сыграл строительный бум, который способствовал развитию многих отраслей промышленности. В стране возникает множество промышленных предприятий, фирм, банков и других народно-хозяйственных учреждений. С 1867 по 1873 г. в стране возникло 138 новых акционерных обществ.
В 60 – начале 70-х годов XIX века население активно вкладывает свои средства в экономику страны.
Важным стимулом для экономического подъема страны стало строительство железных дорог. Первая железная дорога на паровой тяге в Венгрии была построена в 1846 году, а через два года в стране уже было в эксплуатации 147 км железных дорог.
Только с 1869 г. по 1873 г. протяженность железных дорог в стране выросла в 3 раза.
По плотности железных дорог на один кв. км Венгрия догнала такие страны, как Австрия и Италия, что следует признать большим успехом.
В начале ХХ века около 92% грузооборота страны приходилось на железные дороги. Следует подчеркнуть, что железнодорожная система Венгрии прекрасно функционировала, что признавалось и зарубежными экспертами. Железные дороги сблизили и объединили в одно целое самые отдаленные регионы страны, значительно ускорив и удешевив перевозку грузов и пассажиров. Так, на почтовом дилижансе из Будапешта в Вену можно было доехать примерно за 30 часов, а на знаменитом «Восточном Экспрессе» – менее чем за 5 часов. Железные дороги соединили Венгрию со всеми странами Европы, в том числе с Россией.
Экономическая эффективность железных дорог Венгрии способствовала расширению сети железных дорог. Это, в свою очередь, во многом содействовало выходу страны из экономического кризиса, порожденному крахом 1873 года.
Преодолев последствия кризиса, венгерская промышленность при активной поддержке государства с 80-х годов XX века начинает период бурного развития. Только с 1890 по 1905 гг. в стране возникало в среднем 40-50 новых промышленных предприятий ежегодно.
Центром экономической жизни страны являлся Будапешт. В городе находились крупнейшие фондовые и товарные биржи Венгрии, банки, страховые и транспортные компании.
Почти половина всех промышленных мощностей также была сосредоточена в Будапеште, а в некоторых секторах промышленного производства этот показатель выглядел еще больше. Так, 85% предприятий машиностроения Венгрии располагалось в столице.
[Кстати, здание на фотографии принадлежало офису Венгерских Государственных железных дорог, точнее – его Пенсионному фонду (или что-то вроде того) – это MÁV Nyugdíjintézetének bérháza. Годы постройки – как раз 1880-е, посередине между актом создания Австро-Венгрии (1867) и празднованием Тысячелетия (1896). На проспекте Андраши, напротив Оперы.]
Добавлю, в другой формулировке:
С 1881 г. в Венгрии начала применяться практика освобождения от налогов (на 15 лет) целого ряда национальных предприятий — тех, которые оборудовались новой техникой, выпускали новые изделия и т.д. В 1890 г. на свет появился закон о предоставлении субсидий и беспроцентных кредитов вновь создаваемым предприятиям, согласно которому до трети необходимого предпринимателю капитала можно было получить из бюджета.
Дмитрий Травин Д., Отар Маргания О. Европейская модернизация: В 2 кн. Кн. 1 / Д. Травин, О. Maргания. — М.: ООО «Издательство ACT»; СПб: Terra Fantastica, 2004.