anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Ар-деко, непрекрасная эпоха



На редкость все же «мимо» название стиля. Хуже, чем «готика».
Какая тут, к черту, декоративность.  Декорациями, украшениями изобилует как раз предыдущей эпохи архитектура. А тут – не до бантиков с розочками. Одна война закончилась, вторая скоро начнется.





Название условно, по имени Парижской выставки 1925 года, и странно называть архитектурный стиль, основываясь на критерии его украшенности. Будто рококо не «деко».





В Будапеште здания этого стиля поначалу не заметны. Слишком очевидно, что дух города – в доходных домах проспекта Андраши, в добропорядочной роскоши Оперы, в каменном фейерверке здания Парламента. Эклектика (тоже не самый разумный термин) в городе царит весело и азартно. И, хочется верить, точно выражает настроение общества, которому было чем гордиться и на что надеяться.




А стиль, называемый ар-деко, появляется в городе эпизодично и не массивом, а порайонно. Наибольшее скопление наблюдается в XIII районе. Újlipótváros, Уйлипотварош, Новый город Леопольда застраивался уже после того, как страна отпраздновала Тысячелетие. Что бывает после праздника? Вот именно. Кроме того, в 1918 году Венгрия проиграла Первую мировую войну, а в 1920-м потеряла две трети территории… Не приходится удивляться, что сколько-нибудь значимых зданий, сопоставимых с той же Оперой, Базиликой, Парламентом и пр., в это время в городе не появилось.

В книге Золтана Боллы перечислено 34 здания этого района, относящихся, по мнению автора, к стилю ар-деко – из четырехсот во всем городе.




Книга оказалась хорошая. Разбросанные по всему Будапешту здания, до того моего внимания особо не привлекавшие, да и сейчас не сильно радующие на фоне дворцов-тортиков, сложились в серию, в ряд, в нечто вроде отдельного архитектурного (по аналогии с биологическим) вида.

Дом, о котором идет речь – в районе соседнем, в старом Липотвароше. Так вокруг сплошные официальные здания, министерства, заведения юстиции, и вообще очень не легкомысленно. Не улица Надьмезо с театрами, не Радаи с ресторанами, не Музейный бульвар с букинистическими лавками. Строго тут.




Район вольным прогулкам не благоприятствует. И, если б муж не принес домой эту книгу, подозреваю, я с большим интересом смотрела бы на дом напротив. В нем, как-никак, присутствует и уважение к архитектурной традиции, и известная элегантность, и гуманизм…





А здесь…

Жесткая симметрия – ответ правильных пацанов богемному сецессиону, склоняющемуся к порочной асимметрии.

Повсеместные прямоугольники, складывающиеся в блоки, в которых при желании можно угадать зиккураты Месопотамии, а можно – недорисованную свастику.

Прямые углы: «Девяносто, я сказал!».




Нечеловеческие масштабы. Все детали здесь больше, чем нужно человеку. В особенности двери.  Артиллерийские орудия, чтобы, собирались через них провозить?

В главную дверь передо мной вошла, отперев замок, молодая пара. И я поняла, что в этот дворик – не хочу.





Не демонстративный, но стихийный, изнутри растущий милитаризм. Это какая-нибудь ампирная триумфальная арка будет вся увешана мечами, копьями и доспехами, а глянешь – букет букетом.

Здесь же – не столько парад, сколько окоп. Наверное, детали этой архитектуры можно было бы пересказать в фортификационных терминах: редут, амбразура, бруствер…



особенно бруствер.




Архитектор этого здания – Дениш Дьердьи / Györgyi Dénes. Если б имена имело смысл переводить с языка на язык, получилось бы Денис Георгиев. Он родился в 1886 году, то есть к началу войны был уже человек с профессией, и на фронт не попал. Но когда что-то растворено в воздухе…

"A két világháború közötti sötét és szomorú magyar világ egyik legkiválóbb magyar építőművésze." (Kós Károly)
«Темного и печального венгерского мира между двумя мировыми войнами один из самых исключительных венгерских архитекторов», – так назвал Дьердьи архитектор  Карой Кош, строитель Векерлетелепа.

С первой частью формулировки соглашусь, насчет второй…

Строил он немало, в том числе павильоны Венгрии для Всемирных выставок, школы, жилые дома.



Венгерский павильон 1929 года на Всемирной выставке в Барселоне.


Жуть меня берет от такой архитектуры.


При этом, как правильно сказано, работал он во времена темные и печальные. И если архитектура должна выражать дух времени – получите. Дом, о котором речь, построен в 1926 как ELMŰ Honvéd utcai bérház – доходный дом, принадлежащий компании ELMŰ (мы и сейчас оплачиваем её счета за электричество). В двадцать-то шестом году уже всем всё понятно: прекрасная эпоха кончилась безвозвратно, империя сгинула, королевство не получилось, и боевые порядки распускать преждевременно, впереди снова война.

Не удивительно. Удивительнее, как чувствовали архитекторы войну заранее, еще ту, Первую.




Два года назад я писала о здании, которое было построено за три года до войны, в 1911-м, при жизни императора Франца Иосифа, в мирное и благополучное пока еще время…. И выглядело – как дредноут.

Архитектура – самое честное из искусств. Поскольку – самое социальное.
Это поэт может писать в стол. Художник может складывать холсты в углу мастерской и никому не показывать. А для того, чтобы в городе появилось здание, требуется определенный уровень согласия по принципиальным вопросам между архитектором и инженером, архитектором и строителями, архитектором и (самое главное!) заказчиком. Электрическая компания, как видно, вполне разделяла взгляды архитектора.

И в силу того, что искусство это самое социальное, оно самое – в математическом смысле – усредненное. Поэт говорит о себе. Гомер равным образом гений что на фоне своих современников, что на фоне всего с тех пор народившегося человечества. Рембрандт тоже – не «типичный» голландец, и Пушкин – не «обычный» русский дворянин начала XIX столетия, не надо себе льстить. Они – каждый сам за себя. А архитектор – за всех. Если он будет настолько умнее собственных строителей, насколько Гомер умнее своих слушателей, они его просто не поймут и здание построить не смогут. Да и не дойдет дело до строителей: заказчик, электрическая компания, денег не даст.
Архитектура – о настроении времени, о том, что все чувствуют, да словами выразить не могут.

Нет еще таких слов.





А формы, линии, пропорции – есть.






Другие работы Дениша Дьердьи/Györgyi Dénes (1886-1961):


 


   



   


Инф.:
http://mek.oszk.hu/01100/01196/html/
https://hu.wikipedia.org/wiki/Gy%C3%B6rgyi_D%C3%A9nes
http://mek.oszk.hu/01100/01196/html/#Elete_es_kora
http://epiteszforum.hu/gyorgyi-denes-1886-1961-epitesz-emlekkiallitasa



..
Tags: ХХ_век
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • О боже…

    Здание слева, « Anker-ház », это тот самый дом на площади Ференца Деака, по которому так удобно ориентироваться в центре…

  • Планов громадье

    Вообще-то после Трианона Венгрии должно было быть не до соперничества с мировыми столицами на архитектурном поприще. И в реальности (реальность…

  • Межвременье

    Странное, смутное, невнятное и нелогичное в архитектурной физиономии Будапешта – строения начала ХХ века и особенно межвоенного периода.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments