anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Касабланка, леди Гамильтон и кафе New York в Будапеште



Сначала – кафе. Выглядит оно так. И сейчас, и сто лет назад тоже.


  

А это посетители. Одного звали Михай, другого Шандор.

Кафе New York на Большом бульваре открылось 1894-м («навстречу юбилею», за два года до празднования Тысячелетия). Михаю в год открытия было шесть лет, Шандору и вовсе только исполнился год.

Позднее и того, и другого тут, говорят, видели часто. На рубеже веков кофейни Будапешта – места не для еды, а для встреч и разговоров. Здесь встречались литераторы, журналисты, музыканты… Вход был вполне демократическим образом открыт для всех, но эти все прекрасно знали, какая компания в каком углу собирается, и кого ждет тот или другой столик. От дверей направо собирались театральные люди, налево – люди, связанные с кино. И это двое – вместе ли, по отдельности, в одно время или в разные годы, здесь присутствовали, за столами этими сиживали.



Михай родился в буржуазной еврейской семье на окраине Будапешта, Шандор – тоже в еврейской семье, в местечке под названием Пуштатурпашто, в глуши.

Темперамента хватало, похоже, что у того, что у другого.
Михай в семнадцать лет сбежал в цирк, затем принялся учиться актерскому ремеслу. Шандор из своей глухомани выбрался в столицу, окончил коммерческую школу.

Дальше – кино.
Михай снимается в немых фильмах, а в 1912 году сам снимает первый фильм (титры – впервые – на венгерском). Шандор в том же 1912-м, даром, что еще девятнадцатилетний, публикует ряд статей по теории кино.

Из катаклизмов начала ХХ века Михая больше задела война – в годы Первой мировой служил в пехоте. Шандор ввязался в строительство коммунизма, одно время состоял в правительстве Венгерской советской республики. Как раз он и проводил национализацию венгерского кинематографа, и как раз этот процесс заставил его коллегу из Венгрии уехать. Впрочем, тоже уехал – когда власть взял Хорти.

Дальнейшие маршруты завсегдатаев кафе New York на большом бульваре разошлись. Один через Австрию и Германию – в США, другой через Францию и США в Лондон.

Оба поменяли фамилии, так что пришло время представить их сначала под полными венгерскими, а потом – под новыми, известными миру, именами.

Михай – Kaminer Manó или Kertész Kaminer MihályМайкл Кёртис (Michael Curtiz), американский кинорежиссер, лауреат премии «Оскар». Kertész, кстати, – садовник по-венгерски.
Шандор – Kellner Sándor Lászlóсэр Александр Корда (Sir Alexander Korda), британский кинорежиссер, рыцарь Британской империи. Korda – из школьного девиза (и начальной строчки католической литургии) Sursum corda – «Вознесем сердца».


































Майкл Кёртис снял больше сотни фильмов, в том числе – «Касабланку» (1942) и «Милдред Пирс» (1945). Александр Корда – около шестидесяти, в том числе – «Частную жизнь Генриха VIII» (1933) и «Леди Гамильтон» (1941).




В Будапешт ни тот, ни другой, кажется, не возвращались. Кафе New York на Большом бульваре теперь – скорее туристическая достопримечательность и наглядное пособие по теме «Расцвет Австро-Венгрии». Те, чьи имена пока никому не известны, встречаются сейчас, скорее всего, в ромкочмах Еврейского квартала. В той же «Симпле», например.

Но это тоже рядом.


Tags: Венгерские_истории, Еврейский_квартал, Кафе_рестораны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments