anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

«История поражения, которое простое наносит сложному»




Об Австро-Венгрии по-русски написано до обидного мало. Мало понято. Все сразу норовят про «распад» и про «гибель», и очень мало кто дает себе труд уяснить, как она была устроена, и как прожила полвека – не худшие полвека в истории! – прежде чем дело дошло до распада и гибели.
Ярослав Шимов, автор книг «Австро-Венгерская империя» (2003) и «Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии. Судьба империи» (2010, в соавт. с: Андрей Шарый; оттуда моя любимая фраза про пример умеренного процветания), – как раз из таких немногих. Кроме того, он ей, империи, симпатизирует. Не столько даже монарху, Францу Иосифу, сколько именно самой имперской системе, ее сложности, ее уравновешенности, ее – по сути органической – жизнеустроенности.
Цитата:

Секрет Франца Иосифа, правителя не слишком удачливого, убежденного консерватора, отличавшегося, однако, умением идти на компромиссы [компромисс – именно! это главное слово Австро-Венгрии (и Венгрии). – А.Ч.] и приспосабливаться к меняющимся социально-политическим условиям, его биографы видят в том, что с течением времени он «стал для многих последним символом, который обеспечивал единство монархии».

Императору помогли в этом как долголетие, вызывавшее у подданных «почтение к сединам», так и трагические обстоятельства его жизни (самоубийство сына Рудольфа, гибель супруги Елизаветы от руки анархиста, убийство в Сараево наследника Франца Фердинанда), трансформировавшие человеческое сочувствие Францу Иосифу в политическую лояльность. Этот феномен умело использовала правительственная пропаганда, создававшая образ императорской короны как тернового венца, а престарелого государя —  как благородного служителя имперской традиции, стоящего на страже благополучия своих народов.

Само собой, составить долговременную конкуренцию хищному драйву молодых национализмов такая охранительная идеология не могла. Имперский организм нуждался в серьезных преобразованиях, которые готовил эрцгерцог Франц Фердинанд, но совершенно не факт, что, если бы ему удалось избежать пули террориста и взойти на престол, это лишь не ускорило бы гибель империи. В реальности же смертельный удар ей нанесла Первая мировая война, в которую Австро-Венгрия вступила, провожаемая фаталистической фразой 84-летнего императора: «Если монархии суждено пойти ко дну, пусть по крайней мере сделает это достойно».

История постепенного упадка монархии Габсбургов — это история поражения, которое простое наносит сложному. Эпоха массовой политики и национализм как наиболее мощное (наряду с социализмом и коммунизмом) идеологическое выражение этого типа политики сломали сложную систему взаимодействия традиционных и модерных институтов, сложившуюся в Центрально-Восточной Европе к началу ХХ века.
https://gorky.media/context/prostoe-pobezhdaet-slozhnoe/

Фото
Tags: Австро-Венгрия, Габсбурги, Прочитано
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Featured Posts from This Journal