anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Легкий налет ампира. Или модерн по-будапештски



Дом этот стоит за углом от базилики св. Иштвана. Среди соседних зданий почти не выделяется: строго по красной линии, и высота – как у всех. Улочка-то туристическая, суетливая, сувениры-мороженое. Но двери – открыты.




Я вошла через эти двери, и сразу справа обнаружила лестницу.





Лестница была просторная, широкая, неторопливая.




Кованые перила украшены пальметтами, что вроде бы встречается не часто.




Точнее, я пока совсем не встречала.




Она не вполне винтовая, а полукруглая – на каждом этаже полукольцо спирали прерывается прямой линией лестничной площадки.




Наверху – нечто вроде стеклянного купала, хотя снаружи, с фасада, ничто никаких куполов не предвещало.




Дворик – крохотный. Галереи только с торцевых сторон, да и те больше похожи на лоджии. А коль скоро нет галерей, то нет и главной детали будапештского городского механизма – нет обязательного хождения мимо чужих окон, обязательного включения в жизнь сообщества жильцов и нет навыков это включение минимизировать.




Внутренние, дворовые фасады поэтому выглядят как внешние, уличные.




Колонка во дворе. Причем, похоже, действующая – цветочки поливать. Строились-то эти дома без водопровода и канализации. Всё это появилось потом, в ХХ веке. А в XIX столетии вершиной комфорта была своя колонка во дворе – не на улицу к колодцу бегать, не на реку.




И всё же что-то в этом доме было странное, что-то для Пешта необычное.




Опять вышла на улицу, посмотрела внимательно на фасад. Заметила (что вряд ли убедительно выглядит на фотографии), что крайний правый фрагмент здания, тот, что с большими окнами, слегка как бы крив. Стена несколько уходит в глубину, отклоняясь от прямой линии.




Бросились в глаза совершенно классицистические, даже ампирные, завершения карнизов, скопированные с римских саркофагов. И тоже вполне классицистический принцип несовпадения фасада и плана: лестница, такая важная и солидная внутри, снаружи, с фасада, ничем себя не проявляет. Очевидная асимметричность плана (справа лестница есть, слева нет) отвергается подчеркнутой симметрией фасада. Так в зданиях петербургского ампира за торжественными фасадами в три этажа могут скрываться конструкции в четыре-пять этажей.

Ампир, стало быть. Не то, чтобы зданий, построенных в стиле «благородной простоты и спокойной величественности», в Будапеште не было. Есть, конечно. Но пышная буржуазная эклектика второй половины XIX века заслоняет собой вкрапления классицизма – так Парламент и кафе «Нью-Йорк» затмевают Венгерский Национальный музей; да и не вполне к лицу Венгрии римские тоги – вторичен здесь классицизм и не оригинален.

Но иногда, как этот дом, посылает городу привет из начала XIX века: «прекрасной эпохе» Fin de siècle – от эпохи гусар и Наполеона.





Üdvözlégy! – Приветствую!




Детали: решетка на входных дверях.




И… И –?
Газетница? Собак привязывать? Просто для красоты и чтобы деревянную дверь защитить?





Обитатели.





Месторасположение. Пятый район, Sas utca 9

Старое место, хорошее. Где и стоять домам в стиле ампир, как не возле базилики св. Иштвана.


Э́дён Ле́хнер (венг. Lechner Ödön; 27 августа 1845, Пешт — 10 июня 1914, Будапешт) 1871–1872. Budapest V., Sas u. 9. (Egykori Kéksas utca) Primayer János háza (Lechner maga is sokáig lakott itt)

Tags: Коллекция_двориков
Subscribe

Posts from This Journal “Коллекция_двориков” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments