anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Купальня «Сечени» с точки зрения архитектуры. 1



Итак, купальня Сечени, или Széchenyi fürdő, крупнейший в Европе термальный комплекс.

Забраться в теплый бассейн, подставить бок струе воды, плечи – брызгам фонтана, лицо – солнцу Зимой еще здесь хорошо, когда снежинки из черного неба падают на голову и на воду, но снег в Будапеште – редкость. Сюда ходят круглый год, кто с раннего утра, пока туристы не набежали, кто вечером после работы. Дедушки венгерские, не вылезая из воды, весь день играют в теплом бассейне в шахматы. Молодежь по субботам резвится всю ночь, а фоторепортажи заканчиваются, похоже, на первых пятнадцати минутах. Потом фотограф забывает про камеру и ныряет в толпу и в воду.

Однако ж Сечени – это еще и архитектура. Комплекс построен кольцом вокруг трех центральных бассейнов, двумя главными фасадами он смотрит на парк Варошлигет в одну сторону и на здание цирка в другую. Идущему по парку пешеходу он предстает как дополнение к замку Вайдахуняд: по правую руку среди деревьев видны крепостные башни и шпили, по левую – купола и скульптуры.

«Это дворец тут у вас?» – спрашивают туристы, – «Или музей?».
Будапештцы выдерживают паузу.

«Бани это у нас».




Проектирование купального комплекса началось в 1884 году, поэтому неудивительно, что тут главенствует та же эстетика торжества победившей буржуазии. То есть – эклектика, художественный прием, основанные на соединении архитектурных деталей и форм стилистических любого происхождения и любой эпохи. Эклектика – это винегрет, это борщ, это сад в пору урожая. «Всего и побольше» – этот мотив звучит в здании Оперы, в кафе «Нью Йорк», в базилике св. Иштвана. Кстати, стилистическая близость бани, зала для слушания музыки, кафе и церкви уже сама по себе многое говорит об обществе и эпохе, но – вернемся к архитектуре.





Для посетителя купальни выглядят как архитектурный забор вокруг водоема.





На плане видно, что открытая территория с бассейнами – это только половина комплекса. Вторую часть составляет анфилада малых бассейнов под крышей, зоны переодевания, кабинеты лечебных процедур и прочие помещения, те, куда вольному посетителю не попасть и что в них – не выяснить. Но в целом – овал, кольцо, архитектурное обрамление воды.

И что же напоминает такой план? Барочный дворец какого-нибудь европейского монарха напоминает он прежде всего.





То, что детали здесь в значительной степени тоже дворцовые, не удивляет только потому, что отзвуки подобной стилистики затем перейдут в архитектуру советских санаториев и станут восприниматься как необходимое дополнение к морю и пальмам.




Это тема для отдельного размышления: почему дворцовая архитектура эпохи барокко и классицизма, вообще-то к слабостям человеческим малоприспособленная, более репрезентативная, чем комфортабельная, стала образцом для санаторных, вроде бы максимально комфортных по замыслу, объектов.




От «дворцово-паркового ансамбля» европейских самодержцев в Сечени – и плавные очертания замкнутого овала, и симметрия, и выделение центральных осей на продольных сторонах этого овала. Это не «мир хижинам, война дворцам», это приспособление архитектурных традиций, выработанных для дворцов, к любым прочим надобностям любого обитателя государства.

Так обращение к королю mon senior превращается в мсье, а sieur – в сэра, в слова, с которыми можно обратиться к незнакомцам, на королей явно не похожим.




Это естественная первая ассоциация: купальни – дворец. Но полежав-поплескавшись вволю, в свое удовольствие, рано или поздно начинаешь рассматривать, наконец, архитектурные подробности. И тут начинается любопытное…




Продолжение следует.


Tags: Купальни
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments