anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Квадратизм



В этот двор хорошо заходить сразу после типичного будапештского двора 1880-90-х годов, вроде этого. Сразу становится ясно: что-то произошло. Что-то сдвинулось, и всерьез. Нечто подобное уже было рассмотрено на примере зданий Оперы и Музыкальной академии: между ними разница в одно поколение и пропасть в мироощущении. Жилые, обычные, обыденные дома не столь катерогично красноречивы, но говорят, пусть тише, о том же. Чтобы услышать, надо чуть отодвинуть в сторону собственный жизненный опыт. Мы выросли в домах с плоскими потолками, и требуется отступить на век назад, чтобы представить, насколько это недавнее явление (если речь идет – а она идет – о пространствах более-менее значительного объема, где потолком на деревянных балках не обойдешься). Нам всё же требуется некоторое усилие, чтобы принять как факт, что арки и своды – не для красоты, а для необходимости. Во всяком случае, я помню тот момент, когда однажды (давно, в ученичестве) мне это стало действительно понятно.




Большие пространства будапештских домов перекрыты, естественно, сводами; галереи поддерживаются, естественно, арками. Как здесь, как повсюду. И вдруг – это.





Сразу за дверью. Прямой угол вместо дуги свода.




Даже мой глаз за несколько лет жизни в Будапеште успел привыкнуть к сводам и аркам, и прямого этого угла никак не ждет. Ну, а каково было людям, к сводам привыкшим в большей степени, чем мы, дети железобетона? Для них это был новый – неожиданный – эстетический опыт. Прямой угол заменил собой дугу – и что прикажете с этим делать? Привыкать.




И в этом доме прямой угол празднует победу. Он тут везде. Окна – прямоугольные. Ограждения галерей – прямоугольные. И во всем, от рисунка пола до перил галерей, главенствует он –  прямоугольник из прямоугольников. Квадрат.




Весь дом – пиршество, триумф квадратов и квадратиков. Где в соседнем доме спираль, здесь – квадрат.




Где в другом доме завитушка, картуш, волюта, маска льва, физиономия путти, здесь – квадрат, квадрат и квадрат.




Или квадратик.



Или квадратище. 




Ни Миклош Ибл, строитель Оперы и Базилики, ни Брунеллески, создатель купола флорентийского собора, ни безымянные архитекторы готики, ни Иктин с Калликратом этого не поняли бы. Квадрат – фигура без архитектоники, манифестация горизонтальной, неподвижной, косной плоскости. В нем нет выражения работы, верха и низа, нет идеи движения, нет зародыша жизни. Ему бы лежать ковром на полу. В крайнем случае, служить рамкой для того, что важнее его, живее его. А тут квадрат на квадрате, как навязчивый бред. И да, можно я не буду упоминать Малевича? И вспоминать блочные, из квадратов панелей составленные хрущевки? Неужели всё это выросло отсюда, и в пештском доме конца «прекрасной эпохи» уже заложена вся эстетика малоэстетичного ХХ века?




Снаружи-то, кстати, ничего не предвещало…

Tags: Коллекция_двориков
Subscribe

Posts from This Journal “Коллекция_двориков” Tag

  • 360. Чужие здесь не ходят

    Дверь открыта! Уборщик со шваброй виден в глубине двора. Значит, можно зайти? Фигушки. У дома два двора, по обе стороны от центральной лестницы.…

  • 359. Но это всё не важно

    Над аркой входа большими буквами: Доходный дом пенсионного фонда IBUSZ -а / IBUSZ Nyugdíjpénztárának…

  • Конспект неполучившегося

    На границе прекрасной эпохи и эпохи менее прекрасной такое не редкость. Строили дом. Классический, будапештский, с двориком. Построили половину,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “Коллекция_двориков” Tag

  • 360. Чужие здесь не ходят

    Дверь открыта! Уборщик со шваброй виден в глубине двора. Значит, можно зайти? Фигушки. У дома два двора, по обе стороны от центральной лестницы.…

  • 359. Но это всё не важно

    Над аркой входа большими буквами: Доходный дом пенсионного фонда IBUSZ -а / IBUSZ Nyugdíjpénztárának…

  • Конспект неполучившегося

    На границе прекрасной эпохи и эпохи менее прекрасной такое не редкость. Строили дом. Классический, будапештский, с двориком. Построили половину,…