Все-таки очень показательно, что в Будапеште дома, имющие собственное имя, называются не «дом такой-то», а «двор такой-то». Этот, например, Штейнхард-двор, как и написано на фасаде. Построен в 1907 (как Музыкальная академия). Архитектор Fodor Gyula – автор уже бывшего в этой коллекции дома по имени Наполеон. И еще по крайней мере двух интересных домов, во дворики которых я пока не попала.
Этот дом стоит в глубине 7 района, Эржебетвароша, причем именно в глубине – в ближайших окрестностях нет объектов, интересных для чужих. А чтобы знать, что на соседнем здании школы (но тоже во дворе) – самая большая стенная роспись страны, а через квартал, на площади Роз – очаровательная неоготическая церковь св. Елизаветы, для этого надо быть местным жителем.
Имя в мире известное, Майкл Стейнхардт, пишут, американский инвестор и филантроп, а Пол Стейнхардт – американский же физик-теоретик… (учитывая историю с «марсианами», хотется выяснить, не родственники ли они Стейнхардту будапештскому). Но в данном случае речь, похоже, идет о Гезе Стейнхардте, актере и управляющем кабаре Kis Komédia в первое десятилете после Первой мировой.
На фасаде дома замечательные скульптурные рельфы, но о них как-нибудь потом. Пока – во дворик.
Все та же схема будапештского двора. Балконы-галереи (körfolyosó). Металлические ограды.
Только пропорции другие. Железобетон появился, и окна стали широкие. Следовательно, изменились пропорции главных элементов дома. А к ним в компанию изменился и рисунок всех украшений.
Я говорила, что тут не принято захламлять галереи всяким барахлом? На них пусто. Разве что цветы.
Модерн, получите. Просто с журнальной виньетки срисовали мотив.
И здесь. Не цветочки-розочки, не барочные картуши и гирлянды, а такое вот, абстрактное.
Вид сквозь стекло – с лестницы на противоположную сторону того же дома.
В домах предыдущего десятилетия окна и двери в квартиры имели одинаковую конфигурацию, что создавало единый ритм дома (и, заодно, позволило при надобности резать большие квартиры на маленькие: превращать окна в двери или наоборот, не меняя характер фасада).
А здесь с этим сложнее...
Окно в чью-то квартиру.
А ж говорю – модерн. Цветочки на плитке слева, снаружи, на галерее, правда, остались из предыдущей эпохи (или наоборот – пришли уже из следующей, при ремонте). Зато справа рисунок и плитки на полу, и филенок двери – оно самое: модерн, ар нуво, сецессион...
Слишком много фотографий? Так не налюбуюсь все еще...
Тут колонны замечательны (Египет?). И кронштейны.
Двери во двор.
А это вход в дом, вид с улицы, завершение входной двери.
Какие рамы!
И это я еще скульптуру на фасаде толком не рассмотрела!..
Наверху, под тройным окном и рельефом – имя дома: Steinhardt-udvar.