anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Эйфелев вокзал



«Привокзальный район» – это ведь плохой район, правда? Неблагополучный. Вокзал – место, где торговля с рук, и бездомные, и горячие пирожки, и прилавок с китайскими сумками и вечно орущими магнитофонами.
Очереди. Шум.

Если здание вокзала старое, достаточно приглядеться, чтобы понять очевидное: строились вокзалы для другой судьбы. Архитектура их индивидуальна и обычно щедра. Высокие своды, арки, башенки, витражи, росписи. Торопящимся гражданам обычно не до этих красот и, обнаружив себя на московском Ярославском вокзале стоящим под барельефом с тремя орлами над волной, пассажир трясет головой, отгоняя наваждение:
«Какие орлы? Зачем тут орлы?..»





Другая судьба сочинялась вокзалам в золотой их век – в XIX, «железном», столетии. Утилитарная их сущность еще не стала так очевидна; да, вокзал – это здание в пункте пассажирских перевозок путей сообщения, как неловко выражается словарь.

Но надо лишь прислушаться к ритму времени, и станет ясно: вокзал – гимн Цивилизации, памятник Победе над пространством, символ Свободы и материализованный образ Прогресса.




Один из таких вокзалов – Западный, Нюгати, в Будапеште. Не просто в Будапеште – в самом центре города, на парадном Большом бульваре, в двух шагах от Парламента.

Он стоит, широко раскинувшись, не прячась. На километр влево-вправо он тут главный, и от всех его огромных окон, от широких ступеней и обеих башенок веет необоримой уверенностью в себе. Конек крыши, перекрывающей огромный зал прибытия и отправления поездов, венчает королевская корона. На гигантском стеклянном фасаде – часы. Красавец, что говорить..




Здания слева и справа от него здания тоже собой хороши. Более того, великолепны. Пышные карнизы, колонны с коринфскими капителями, атланты, и на крышах – разнообразные вазы, похожие на статуи, и статуи, похожие на вазы. Это все строения лучшей поры Австро-Венгрии, и выглядят они, как принаряженные дамы на балу у любимой императрицы. А Нюгати меж ними – как гусарский полковник при полном параде.



Градоначальники, в 1870-х годах выбиравшие компанию, которой можно доверить строительство первого большого железнодорожного вокзала одной из двух столиц Дунайской империи, не промахнулись. Среди многих прочих выбрали фирму Eiffel & Cie под контролем Гюстава Эйфеля. Угадали!

На тот момент за плечами у Эйфеля имелось два небольших здания вокзалов во Франции, католическая церковь и синагога в Париже, два газовых завода в Южной Америке. И никакой башни!




Самое знаменитое сооружение Эйфеля еще ждало его в будущем, через десять лет. А пока сорокалетний инженер, выпускник Центральной школы искусств и мануфактур в Париже, предлагал городу проект вокзала-красавца, по сложности общего силуэта и обилию декоративных деталей сопоставимого со зданиями Оперы, Парламента
и кафедрального собора.

Впрочем, ни Парламент, ни Опера на тот момент еще построены не были, а Базилика пребывала в лесах. Так что это не вокзал подстраивался под стиль городской архитектуры, а напротив – здание вокзала задало тон для прочих общественных зданий, ввело моду на восьмигранные высокие купола, барочные чердачные оконца, ажурные чугунные аркады и прочие замечательные декоративности.




Так строили вокзалы только в те времена… Вокзалы XIX века – это новые центры притяжения для больших и малых городов, вполне выдерживающие соперничество с центрами старыми – храмами и театрами. Места притягательные, соблазнительные.

Помните: «Запрещается ученицам младших и особенно старших классов появляться на вокзале в дневное или вечернее время, но особенно в часы, когда проходит дизель…»?

На вокзалах открывались роскошные рестораны. В концертном зале при Павловской вокзале с невероятным успехом концертировал Иоганн Штраус – чем, собственно, и спровоцировал появление в русском языке слова «вокзал» – могли бы позаимствовать вместе с технологией и термин train station, по аналогии с tramway’ем. Будапештский Западный, кстати – «пайаудвар», «открытая площадка»; Budapest Nyugati pályaudvar.




Вокзалы выглядели, казались и действительно были местами соблазна, местами романтики. Будапештские молодожены, например, завели обычай проводить первую брачную ночь в поезде, идущем на Вену с Южного вокзала. Меж двух столиц Империи – ну разве не романтично?

На Восточный вокзал Будапешта приходил знаменитый Orient-Express, курсировавший между Парижем и Стамбулом с 1883 года. А на Западный вокзал обычно приезжала императорская пара – Франц Иосиф и Елизавета, Сисси, как звали ее в Вене, Эржебет, как называли в Венгрии. На этот же Западный вокзал 27 декабря 1916 года приехал с супругой и наследником на собственную коронацию и новый император Австро-Венгрии, Карл.
Как оказалось – последний император, на последнюю коронацию.




В 30-х годах возникла идея реконструкции Западного вокзала. Причем не внутренней территории – Эйфель строил с размахом, в пространстве вокзала и поездам не тесно и пассажирам удобно.

А фасада, декорации, того архитектурного «костюма», который отвечает не за утилитарную функцию железнодорожной станции, а за художественный ансамбль города, за его характер, за стиль и образ. Намеревались заменить «французские» крутобокие крыши флигелей, те, что с башенками и окошками-брошками, на вертикально поставленные прямые параллелепипеды. Само собой, убрать корону




Поставить вместо арок на фасаде стоечно-балочную конструкцию. Возвести позади еще один гигантский вертикальный параллелепипед – для административного аппарата, надо полагать. Коротко говоря, планировали смахнуть с конструктивной основы все то, что придумано было для ее украшения и очеловечивания, срезать твердой рукой все ленточки-бантики и выпустить в свет практически голышом.

Часы на фасаде, и те казались лишними – их не видно на проекте реконструкции. Из украшений – только государственные флаги. И это тоже симптоматично: какие брачные ночи, какие Восточные экспрессы? – вокзал отныне дело государственное, а не частное, как и поездки граждан, как и сама их, граждан, жизнь…




Перестройка не состоялась. Вокзал сейчас именно такой, каким был до Первой мировой войны – со стенами из красного и желтого кирпича, с чешуйчатой металлической кровлей, с башенками, фигурными карнизами, арочными окнами самых разнообразных очертаний, с часами посередине стеклянного фасада, с чугунными листьями аканфа на капителях колонн и короной на коньке крыши.

Вокзалу сто тридцать с лишним лет. Он и сейчас – главный транспортный узел столицы и главное украшение Большого бульвара. Ни переделывать, ни ломать его никто не собирается.

Более того, в отдельной, похожей на шкатулку пристройке к Западному вокзалу все это время сохраняется в полной неприкосновенности Королевский зал ожидания.




Почему? Видимо, потому, что отсутствие короля – еще не повод для уничтожения короны. Или потому, что ломать чтобы то ни было – занятие неблагодарное и неприятное. И желающих уничтожить нечто красивое, хотя вроде бы в настоящее время и не нужное, просто не находится.



Колонка на сайте GEO




Еще Королевский зал:







Фото:
http://lasdbudapestet.blogspot.hu/2012/11/nyugati-palyaudvar.html
http://old-time-budapest.blogspot.hu
http://www.fortepan.hu
http://falanszter.blog.hu/2012/02/12/

.
Tags: Австро-Венгрия, Венгерские_истории, Город_изнутри, Городской_транспорт, Публикации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →