anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Дом с ножками

zG_20180510_150214

У этого дома есть деталь, по которой его можно узнать, вспомнить и опознать. На фасаде у него два рельефа, изображающие, с одной стороны, мужчину-кузнеца, а с другой – женщину с плодами и цветами. Гефест и Деметра, или Промышленность и Земледелие, Создание и Рождение. Мысль-то понятная, а имена можно подставлять разные.
И – у обоих фигур, и у мужчины, и у женщины, отодвинутые в угол композиции ноги кокетливо выставляют ступни за плоскость фасада, наружу.



zG_20180510_145700

Вот так.
Модерн, понятное дело. 1908 год. Архитектор Эмил Агостон.
Это отражение в стеклянной двери дома напротив. Улочка – из тех, кому крепко не повезло в ХХ веке, да и сейчас пока счастье не улыбнулось. Ремонта шестьдесят лет не было.



zG_20180510_150523

Но нас-то интересуют дворики.



zG_20180510_150753

И тут обнаруживается, что над дверями входа – витражи.


zG_20180510_150043

Что стены имеют этакую орнаментальную полоску. Она, кстати, присутствует и на потолке над лестницей, так, где высота от ступенек минимум четыре метра, а максимум, при стене, от окон дальней – все семь-восемь. Представила процесс строительства лесов для ремонта...


zG_20180510_150257

Перила лестницы обходятся без завитушек и кованых роз. Устали будапештцы от роз к концу "прекрасной эпохи".


zG_20180510_150459

Графика. Ритм. Виктор Вазарели уже родился.


zG_20180510_145941

Как выясняется во дворике, за фасадом модерна скрывается комбинация из трех, по крайней мере, домов, явно более старых. А над ними возвышаются задние стены домов, (выходящих на соседнюю улицу – хотела написать я, но присмотрелась... судя по карте, не на улицу они выходят, а в следующий дворик, пятиугольный, за которым спрятан еще один, треугольный), и дома эти сбоку тоже открываются двориками.


Судя по всему, жители, отчаявшись дождаться капитального ремонта, наводят красоту в тех масштабах, на которые хватает сил. Этаж белый, этаж серый. Этаж розовый, с белыми рамами. И велосипед.


zG_20180510_150858

Дом внутри и дом снаружи кажутся существами совсем разными.

Стекла у витраже на лестнице зеленые, а за окном – зеленое дерево, и какая зелень от природы (Деметры), а какая от архитектора (Гефеста), не сразу поймешь.


zG_20180510_150838

Vonalozó Intézet – это часть надписи: Könyvkötészet – Vonalozó Intézet – Üzleti Könyvgyár. Не возьмусь перевести точно-дословно, но речь идет о том, что в этом доме располагалась книжная фабрика, занимавшаяся, видимо, еще и разработкой оборудования для книжно-печатного дела. Кстати, тогда дама на фасаде символизирует скорее Искусство, чем Природу.
(Ножку той фигуры, что Гефест-Промышленность, видно?)



zG_20180510_150715

Снова зеленые стекла.


zG_20180510_150942

Ладно, будем ждать ремонта. Уж больно показательно соседствует этот дом с домом предыдущей, предшествовавшей модерну эпохи. Справа – всё, как у людей. Фронтоны, арки, руст. Даже меандр; классическое образование не скроешь. Слева – всё по новому, и шрифт "современный", без засечек.

А железяка над рукой женской фигуры... Ну, тут хоть над рукой. Бывает хуже.

Tags: Коллекция_двориков
Subscribe

Posts from This Journal “Коллекция_двориков” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments