Top.Mail.Ru
? ?
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Flag Next Entry
Дом с ножками
герань на окне
anna_bpguide
zG_20180510_150214

У этого дома есть деталь, по которой его можно узнать, вспомнить и опознать. На фасаде у него два рельефа, изображающие, с одной стороны, мужчину-кузнеца, а с другой – женщину с плодами и цветами. Гефест и Деметра, или Промышленность и Земледелие, Создание и Рождение. Мысль-то понятная, а имена можно подставлять разные.
И – у обоих фигур, и у мужчины, и у женщины, отодвинутые в угол композиции ноги кокетливо выставляют ступни за плоскость фасада, наружу.



zG_20180510_145700

Вот так.
Модерн, понятное дело. 1908 год. Архитектор Эмил Агостон.
Это отражение в стеклянной двери дома напротив. Улочка – из тех, кому крепко не повезло в ХХ веке, да и сейчас пока счастье не улыбнулось. Ремонта шестьдесят лет не было.



zG_20180510_150523

Но нас-то интересуют дворики.



zG_20180510_150753

И тут обнаруживается, что над дверями входа – витражи.


zG_20180510_150043

Что стены имеют этакую орнаментальную полоску. Она, кстати, присутствует и на потолке над лестницей, так, где высота от ступенек минимум четыре метра, а максимум, при стене, от окон дальней – все семь-восемь. Представила процесс строительства лесов для ремонта...


zG_20180510_150257

Перила лестницы обходятся без завитушек и кованых роз. Устали будапештцы от роз к концу "прекрасной эпохи".


zG_20180510_150459

Графика. Ритм. Виктор Вазарели уже родился.


zG_20180510_145941

Как выясняется во дворике, за фасадом модерна скрывается комбинация из трех, по крайней мере, домов, явно более старых. А над ними возвышаются задние стены домов, (выходящих на соседнюю улицу – хотела написать я, но присмотрелась... судя по карте, не на улицу они выходят, а в следующий дворик, пятиугольный, за которым спрятан еще один, треугольный), и дома эти сбоку тоже открываются двориками.


Судя по всему, жители, отчаявшись дождаться капитального ремонта, наводят красоту в тех масштабах, на которые хватает сил. Этаж белый, этаж серый. Этаж розовый, с белыми рамами. И велосипед.


zG_20180510_150858

Дом внутри и дом снаружи кажутся существами совсем разными.

Стекла у витраже на лестнице зеленые, а за окном – зеленое дерево, и какая зелень от природы (Деметры), а какая от архитектора (Гефеста), не сразу поймешь.


zG_20180510_150838

Vonalozó Intézet – это часть надписи: Könyvkötészet – Vonalozó Intézet – Üzleti Könyvgyár. Не возьмусь перевести точно-дословно, но речь идет о том, что в этом доме располагалась книжная фабрика, занимавшаяся, видимо, еще и разработкой оборудования для книжно-печатного дела. Кстати, тогда дама на фасаде символизирует скорее Искусство, чем Природу.
(Ножку той фигуры, что Гефест-Промышленность, видно?)



zG_20180510_150715

Снова зеленые стекла.


zG_20180510_150942

Ладно, будем ждать ремонта. Уж больно показательно соседствует этот дом с домом предыдущей, предшествовавшей модерну эпохи. Справа – всё, как у людей. Фронтоны, арки, руст. Даже меандр; классическое образование не скроешь. Слева – всё по новому, и шрифт "современный", без засечек.

А железяка над рукой женской фигуры... Ну, тут хоть над рукой. Бывает хуже.



Posts from This Journal by “Коллекция_двориков” Tag



  • 1
Будапештские дворики - кладезь вдохновения.

  • 1