
Egri nők
Zuhanyfej tartó
Engedje át magát Ön és az emancipációs hevületnek egy forró zuhany erejéig!
Эгерские женщины
Держатель для душа
Предайтесь пылу эмансипации хотя бы на время горячего душа!
Финальный, двадцатый эпизод из серии «Хунгарофилия по пятницам».

Начали со святыней, святыней же и заканчиваем: женщины Эгера.

Про Эгер все знают в связи с вином «Эгерская бычья кровь», то есть Egri bikavér. И правильно: названия в обоих случаях Egri bikavér/ Egri nők восходят к городу Эгер, к одному и тому же героическому эпизоду времен турецкого нашествия.

1552 год, уже занята Буда, турки осаждают Эгер, а Эгер сопротивляется.

«…оборонявшиеся под командованием легендарного Иштвана Добо отбили все постепенно выдыхавшиеся атаки турок в течение пятинедельного штурма. Когда армия пашей в конце 1552 г. отошла, стратегическое положение Венгрии казалось совершенно отчаянным, но первый пример стойкого сопротивления защитников Эгера оказал очень глубокое психологическое воздействие на страну» – Ласло Контлер. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы.

В конце XIX века, когда Венгрия праздновала свое Тысячелетие, писатель Геза Гардони написал большой роман об обороне Эгера, «Звёзды Эгера», «Egri csillagok», где и дал развернутую картину массового героизма защитников крепости, в том числе женщин.

Впрочем, как раз картина к тому времени уже существовала, и не одна. Героических женщин Эгера изображали неоднократно, а уж жить в Венгрии и не знать картину Берталана Секея – это как жить в России и не знать «Трех богатырей».

А у Гардони это звучит так:
«Материнская любовь, ты сильней всего на свете! Ты воплощенное солнечное сияние, священный огонь, изошедший из сердца господня, могучая нежность, которой и смерть не страшна! Ты оставила надежный кров, мягкое ложе, все свои сокровища, чтобы сквозь тысячу смертей достигнуть своих любимых. Ты спустилась в глубь земли и слабой рукой пытаешься пробить стену, на которую тщетно бросается с воплями сотня тысяч вооруженных диких зверей.
Для тебя не существует невозможного: если речь идет о тех, кого ты любишь, ты готова принять все страдания и умереть вместе с любимым. Тебе дивлюсь я, женщина, сердце женщины!
*

Она снимает с оруженосца шлем с забралом, нагрудник и все его доспехи. На шее мальчика зияет большая рана. Пуля насквозь пробила шею.
Лицо матери искажено от боли, глаза налились кровью. Она хватает со стола саблю, которую принесла давеча Эва, и мчится с нею в дым, в людской ураган, наверх, на Казематную башню.
Там уже мечется множество женщин.

Внизу в котлах кипятят воду, смолу, расплавленный свинец. Закипевший вар несут солдатам.
– Тащите и холодной воды, пить хочется! – кричат ратники в перерывах между схватками. – Воды! Воды!
– Женщины, к погребам! – приказывает Добо. – Откройте все бочки! Несите в жбанах вино солдатам!
Услышав его слова, женщины стремглав бегут к погребам. Юбки их развеваются».

Шапкой начали, юбками закончили.
Все картинки из сети.
Продолжение… Всё!