anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Плохой модерн

102834_800

Это было печально. Сплошное разочарование. Обидно.
Дом, известный как Szenes ház, упоминается при любых разговорах о будапештском модерне в качестве образца выдающегося и своеобразного.


103088_800

Он не совсем в центре, и мне в прогулках обычно не попадался. Наконец, добралась.
Грустно.


103295_800

Подозрения возникли еще пока разглядывала фасад.


103560_800

Но нужно ж было попасть во двор.
Попала… двор оказался розовый и желто-голубой. Как детский садик, раскрашенный по задумке заведующей.

Меньше всего у меня вопросов к жителям дома. Они – ничего не испортили. Не захламили, не поломали, не переделали по своему вкусу.


103871_800

По ограде лестницы видно. Эти хвостики и завитушки перил ведь мало того, что непластичны и негармоничны, они еще и не конструктивны, они в воздухе висят и торчат, ничего не поддерживая и ни к чему не крепясь. А их не погнули. Не оторвали. Даже так: проследили, чтобы они за сто десять лет существования дома (две мировые войны, три революции) не погнулись и не оторвались.
А вот к архитектору вопросов много.


103966_800

Бабочки. Перила в виде бабочек…
Лампа в форме зайчика, сумка в форме кошечки, чашка в форме домика. Совершенно детсадовское неразличение формы и функции.



104438_800

А почему бы нам не сделать вместо перил бабочку? Раз – и вот у нас бабочка.
Легкость в мыслях необыкновенная.


104922_800

Я уже не понимаю, что здесь «декоративное оформление», что пятна от протеков воды, что торчащая конструкция, которая же как-то должна эти загибулины удерживать в вертикальном положении. Абсолютная беззаботность архитектора: я, мол, нарисовал, а как это всё будет существовать – не моя печаль…


104654_800

Почему столбы такого обгрызенного вида? Что за полоски, да еще с дырками посередине, над арками? И что делать с водой, в отсутствие карнизов текущей прямо по стенам?
Это не архитектура. Это украшения, на архитектуру навешенные, как на елку.

Орнаменты, и сами-то по себе не очень внятно организованные, еще и накладываются друг на друга и взаимно уничтожаются.


zG_20180606_092717

Розовенькое и голубенькое.


zG_20180606_093201

А вот так. И криво, и косо, и неконструктивно, и неритмично, и одно другому мешает.


zG_20180606_092651

Одни цветочки поверх других цветочков.
И хвостики наверх. Или это тычинки?


Терпимо, когда архитектор (или это был уже маляр?) усилием воли сдерживает желание покрасить всё если не в розовый, то в желтый, и остается графика белого.
Хотя графика... Да тоже гордиться нечем. Листочки эти, сердечки… Девочки такое на скучных уроках рисуют в тетрадках.


zG_20180606_093102

Похоже, архитектору мешает архитектура. Он нарисовал этакие эээ пятна, розовым по желтому, а дверь между ними симметрично уже не помещается. И балки какие-то зачем-то сверху, противные, мешаются только тут.

Вышла из двора, посмотрела еще раз на фасад.


zG_20180606_092548

Дворик-то жители берегут, а снаружи – совсем беда.
В Будапеште на фасадах не редкость вмятины и сколы от пуль и снарядов Второй мировой или 1956 года. Но это другое. Это – плохая работа. Это плохие материалы, это слабый цемент.


zG_20180606_092616

Это архитектор, не давший себе труда подумать, как все эти рельефы с птичками будут на стене держаться. Он же их не поставил, не сконструировал, а просто прилепил. Пластилином? Им не за что держаться на стене. Они и не держатся.

Тот случай, когда не знаешь, что хуже: качество орнамента, качество проекта или качество воплощения.
Всё со всем в гармонии, и всё – хуже.



zG_20180606_093249

Многозначительная для Будапешта деталь: водосточная труба, под землю не заведенная, льющая дождевую воду прямо прохожим по ноги.


zG_20180606_093323

Смотрим вверх: так и есть. Трубу потом доделывали. Отводили, стало быть, воду, собиравшуюся на крыше этой эээ выпуклости.
Причем до того, как сделали, вода успела смыть карниз над окном. Смыть. Карниз.
Архитектор о том, куда воде деваться, не подумал.
Он бабочек рисовал.


z_20180606_093309

Бабочек и цветочки. Похоже, он исходил из того, что вышивку можно перенести на архитектуру просто так, перерисовав. 
Различия в материале, функции, предназначении? В условиях эксплуатации?.. О чем вы?
Конечно, опасность обрушения, было б странно, если б не.




Грустная, в целом, картина.
И дело не только в профессиональных качествах архитектора. Дело в сущностных свойствах самого стиля модерн, в его отношении к архитектурному ремеслу. Стиль предыдущей эпохи, то, что называется эклектика, не стремился к новизне и оригинальности, базировался на внятных принципах и потому не требовал от архитектора гениальности. Достаточно было хорошо выучить ремесло. Колонна – с капителью, над окном – карниз, фронтон – треугольный, дом – чтобы в нем обитать, опора – чтобы нести нагрузку. Какие бывают капители и фронтоны, смотрим в альбомах образцов; как рассчитывать нагрузку, выясняем у предшественников. Не надо экспериментировать на архитектуре – в ней же людям жить. Надо делать, как учили. Не надо быть гением, надо быть Мастером.

А модерну мастерство скучно. Ему как учили – не интересно. Ему гениев подавай. Для него дом – не дом, а повод показать себя, любимого. О прозе жизни, вроде воды, текущей по стенам, и сопромата, не задумывающегося: фи.

Зато – бабочки!
Грустно…

94478076_3064605080258419_5975176601187385344_o 1950-ben a Thököly út 46 alatt. Porrongyot az ablakon kirázni súlyos szabálysértés.Fp/ Magyar Rendőr.
#ShowUsYourArtNouveau

+

Szenes-ház (Budapest, Thököly út 46.)



+a0000000+m1 +a0000000+m31061 Paulay Ede utca 45
Hermann nyomda és lakóház , tervezte ifj. Nagy István, év: 1906

z_20210706_175516_vHDR_On
Tags: #showusyourartnouveau, Коллекция_двориков
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Между Оперой и Базиликой

    Мимо фасада этого дома проходил каждый, кто хоть раз был в Будапеште. А как не пройти, если это проспект Андраши, как раз посередине между Оперой…

  • Дом с башенкой и лестницей, Ybl-palota

    В этот двор я нередко захожу, но всё больше с туристами. Уж очень о многом дом рассказывает сам. Достаточно пальцем показать и слегка…

  • Скромный геометрический модерн на улице Имре Кальмана

    Широкие окна, ровные плоскости, изогнутые линии. Орнамент – но без цветочков-розочек. Эклектика лепит, как из пластилина, модерн…

  • Без фестончиков

    Обычно-то дворы Будапешта времен империи – это розочки-букетики, вазочки-амурчики. А тут строго и элегантно. Модерн. Детали-украшения…

  • Март. Бульвар Елизаветы

    Дом – в двух шагах, но во двор удалось попасть только сейчас. Он из тех, у которых нижний этаж перекрыт крышей и отдан под коммерцию…

  • Легкий налет ампира. Или модерн по-будапештски

    Дом этот стоит за углом от базилики св. Иштвана. Среди соседних зданий почти не выделяется: строго по красной линии, и высота – как у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Featured Posts from This Journal

  • Между Оперой и Базиликой

    Мимо фасада этого дома проходил каждый, кто хоть раз был в Будапеште. А как не пройти, если это проспект Андраши, как раз посередине между Оперой…

  • Дом с башенкой и лестницей, Ybl-palota

    В этот двор я нередко захожу, но всё больше с туристами. Уж очень о многом дом рассказывает сам. Достаточно пальцем показать и слегка…

  • Скромный геометрический модерн на улице Имре Кальмана

    Широкие окна, ровные плоскости, изогнутые линии. Орнамент – но без цветочков-розочек. Эклектика лепит, как из пластилина, модерн…

  • Без фестончиков

    Обычно-то дворы Будапешта времен империи – это розочки-букетики, вазочки-амурчики. А тут строго и элегантно. Модерн. Детали-украшения…

  • Март. Бульвар Елизаветы

    Дом – в двух шагах, но во двор удалось попасть только сейчас. Он из тех, у которых нижний этаж перекрыт крышей и отдан под коммерцию…

  • Легкий налет ампира. Или модерн по-будапештски

    Дом этот стоит за углом от базилики св. Иштвана. Среди соседних зданий почти не выделяется: строго по красной линии, и высота – как у…