Как сообщает табличка на фасаде, дом этот построил в 1812 году главный мастер венгерского классицизма Михай Поллак.
А это значит, что дом и двор – прекрасная иллюстрация того, как и из чего формировались те жилые дома Будапешта, которые позднее, во времена Австро-Венгрии, станут основой всей городской жизни (и не только с точки зрения архитектуры, конечно).
С 2012 года дом функционирует как отель – отсюда и стеклянная крыша над внутренним двориком, превращенным в лобби. Но надо сказать, что реконструкция произведена очень деликатно, ничто не переделано без нужды, и дух классицизма не изгнан. Как построен дом при императоре Австрийской империи Франце I для человека по имени Kardetter Tamás, чью профессии название ács словари переводят как плотник или столяр, так всё и выглядит. Во всяком случае, впечатление остается именно такое.
Расстекловка – не столь мелкая, как во времена барокко, но всё же о цельных стеклах пока и разговору нет: каждая рама состоит из двух кусков стекла, плюс верхняя часть.
Солидные рамы дверей, с филенками.
Очертания арок, стремящиеся избегнуть циркульных линий. Все арки внутри здания – не полукруглые, а более плоские, приплюснутые сверху.
И рисунок перил, конечно. Скромно, строго, без того безудержного буйства завитков, листьев и спиралей, который будет отмечать ковку следующего этапа.
Такие дома – повод поразмышлять о том, почему классицизм не стал стилем, выражающим характер города. Конечно, прежде всего речь идет о хронологической развилке. Расцвет города пришелся на 1880-90 годы, на времена на Австрийской уже, а Австро-Венгерской империи – а какой уж к тому времени классицизм? Но, похоже, не обошлось тут и без венгерского саботажа в адрес венских императоров. Особенно – в адрес Иосифа II, просвещенного, но непослушного сына почитаемой подданными Марии Терезии. А он-то как раз и был в здешних краях адептом классицистический ценностей Рациональности, Логики и Разума.
Архитектору Михаю Поллаку вряд ли это было очевидно – сам-то он происхождения был австрийского, родился в Вене, и строил в Пеште по правилам классицизма, заложенным еще Палладио, полагая, видимо, их единственно правильными, абсолютными и нормативными.
И интернациональными уже в силу этой абсолютной правильности. К какой европейской стране не могло бы быть построено, например, здание с этого рисунка?
«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры – они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир – по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина – выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место. Палладианские здания – архитектурное эсперанто, пунктир цивилизации. Самое представительное сооружение на свете – широкие ступени, ряд колонн, треугольник с барельефом, высокие окна: там тебе непременно что-нибудь скажут, объяснят, покажут. Одинаковые парламенты, суды, театры, музеи, особняки и виллы покрыли планету задолго до "Макдоналдса" – назойливые, но необходимые ориентиры. Огонек в лесу. Хуторок в степи. "Земля-я-я!!!"». Петр Вайль.
Потом классицистические здания затеряются среди домов неоренессанных, и необарочных, и нео-всего-понемножку – среди пышной, оптимистичной и радостной будапештской буржуазной эклектики, останутся этакими случайными вкраплениями прошедшей эпохи, пережитками докапиталистических времен. Ну, не будапештское это: строгость, рациональность, античность. Чужое. Австрийское. Иосифовское – а может ли что быть хорошего от «короля в шляпе»?
И несколько фотографий этого же дома во времена былые.
Сайт UrbFace указывает на него синей стрелкой.
Невский проспект напоминает?
А этой статуи, как и фонтанчика рядом, я в здании отеля не видела.
Пали жертвой реконструкции и просто времени?
Или стоят где-то спрятанные?
1951 год. Колонна слева принадлежит залу Вигадо. Дом то ли плотника, то ли столяра по имени Kardetter Tamás – справа. То, что строится по центру, сейчас публика проходит не глядя, не поднимая глаз. А всё пространство первого плана теперь занято корпусом отеля Marriott.
И еще штрих: раз здание построено до 1838 года, значит, не обошло его наводнение, в том году случившееся. О том – табличка на стене, указывающая уровень воды 15 марта 1838 года.
Так что статуи дев при входе вряд ли первоначальные. Но архитектору, думаю, понравились бы.
Apáczai Csere János u. 7