anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Классицизм классический

z_20180729_100327

Как сообщает табличка на фасаде, дом этот построил в 1812 году главный мастер венгерского классицизма Михай Поллак.


z_20180729_095521

А это значит, что дом и двор – прекрасная иллюстрация того, как и из чего формировались те жилые дома Будапешта, которые позднее, во времена Австро-Венгрии, станут основой всей городской жизни (и не только с точки зрения архитектуры, конечно).




z_20180729_095424

С 2012 года дом функционирует как отель – отсюда и стеклянная крыша над внутренним двориком, превращенным в лобби. Но надо сказать, что реконструкция произведена очень деликатно, ничто не переделано без нужды, и дух классицизма не изгнан. Как построен дом при императоре Австрийской империи Франце I для человека по имени Kardetter Tamás, чью профессии название ács словари переводят как плотник или столяр, так всё и выглядит. Во всяком случае, впечатление остается именно такое.



z_20180729_100004

Расстекловка – не столь мелкая, как во времена барокко, но всё же о цельных стеклах пока и разговору нет: каждая рама состоит из двух кусков стекла, плюс верхняя часть.


z_20180729_100040

Солидные рамы дверей, с филенками.


z_20180729_095811

Очертания арок, стремящиеся избегнуть циркульных линий. Все арки внутри здания – не полукруглые, а более плоские, приплюснутые сверху.


z_20180729_095936

И рисунок перил, конечно. Скромно, строго, без того безудержного буйства завитков, листьев и спиралей, который будет отмечать ковку следующего этапа.


z_20180729_100149

Такие дома – повод поразмышлять о том, почему классицизм не стал стилем, выражающим характер города. Конечно, прежде всего речь идет о хронологической развилке. Расцвет города пришелся на 1880-90 годы, на времена на Австрийской уже, а Австро-Венгерской империи – а какой уж к тому времени классицизм? Но, похоже, не обошлось тут и без венгерского саботажа в адрес венских императоров. Особенно – в адрес Иосифа II, просвещенного, но непослушного сына почитаемой подданными Марии Терезии. А он-то как раз и был в здешних краях адептом классицистический ценностей Рациональности, Логики и Разума.


pollack-mihaly

Архитектору Михаю Поллаку вряд ли это было очевидно – сам-то он происхождения был австрийского, родился в Вене, и строил в Пеште по правилам классицизма, заложенным еще Палладио, полагая, видимо, их единственно правильными, абсолютными и нормативными.


05vigado2

И интернациональными уже в силу этой абсолютной правильности. К какой европейской стране не могло бы быть построено, например, здание с этого рисунка?

«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры – они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир – по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина – выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место. Палладианские здания – архитектурное эсперанто, пунктир цивилизации. Самое представительное сооружение на свете – широкие ступени, ряд колонн, треугольник с барельефом, высокие окна: там тебе непременно что-нибудь скажут, объяснят, покажут. Одинаковые парламенты, суды, театры, музеи, особняки и виллы покрыли планету задолго до "Макдоналдса" – назойливые, но необходимые ориентиры. Огонек в лесу. Хуторок в степи. "Земля-я-я!!!"». Петр Вайль.

Потом классицистические здания затеряются среди домов неоренессанных, и необарочных, и нео-всего-понемножку – среди пышной, оптимистичной и радостной будапештской буржуазной эклектики, останутся этакими случайными вкраплениями прошедшей эпохи, пережитками докапиталистических времен. Ну, не будапештское это: строгость, рациональность, античность. Чужое. Австрийское. Иосифовское – а может ли что быть хорошего от «короля в шляпе»?

И несколько фотографий этого же дома во времена былые.

4cf12e501b103c0e13ff257717b112b0

Сайт UrbFace указывает на него синей стрелкой.


8886b4d24c8e485b62c023c41dddf05c

Невский проспект напоминает?


02bf44cb0f558feefd0602d82cb2cde7

А этой статуи, как и фонтанчика рядом, я в здании отеля не видела.
Пали жертвой реконструкции и просто времени?
Или стоят где-то спрятанные?



91682 1951

1951 год. Колонна слева принадлежит залу Вигадо. Дом то ли плотника, то ли столяра по имени Kardetter Tamás – справа. То, что строится по центру, сейчас публика проходит не глядя, не поднимая глаз. А всё пространство первого плана теперь занято корпусом отеля Marriott.


z_20180729_100242

И еще штрих: раз здание построено до 1838 года, значит, не обошло его наводнение, в том году случившееся. О том – табличка на стене, указывающая уровень воды 15 марта 1838 года.


z_20180729_095611

Так что статуи дев при входе вряд ли первоначальные. Но архитектору, думаю, понравились бы.


Apáczai Csere János u. 7
Tags: Коллекция_двориков, Отели
Subscribe

  • В хозяйстве пригодится!

    Когда в 2013 году я начинала работу над путеводителем по Будапешту, в первую очередь решила написать раздел про самое известное здание города и…

  • Ещё возлежащие

    Фигура на аттике дома по проспекту Бойчи-Жилински напоминает, как было сказано, Диониса с фронтона Парфенона. Ок. А хозяин дома в…

  • Возлежащий

    Всегда мне эта фигура на одном из будапештских домов напоминала Диониса с фронтона Парфенона. Но самой было не сфотографировать – высоко и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments