anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Дом на углу



«Jókai udvar» написано на фасаде этого дома на Erzsébet körút.
Дом – типичнейший, если так можно сказать про ситуацию, когда каждое здание строилось по собственному индивидуальному проекту для собственного определенного места по запросу конкретного заказчика.
Как костюм – до эпохи массового пошива.




Само собой, совершенно неповторимый в каждом таком доме декор. Где-то будут нимфы с наядами (в доме через квартал, кстати, над дверями – Дионис на пантере; почти античный, только что не мозаика, а гипс).
А тут – вот. Сатир? Фавн?




Но как в самом что ни на есть индивидуально пошитом костюме есть обязательные детали вроде рукавов, или ворота, или брючин, если это штаны, так и в зданиях Будапешта рубежа XIX-XX вв имеется своя обязательная программа. Тема, вокруг которой сочиняются вариации.

Такие обязательности здесь – черепичная крыша, мансарды, мощные карнизы.
Это если смотреть снаружи.




Внутри – двор.
Будапештские дворы достойны отдельного разговора (вот выйдет номер журнала «Знание-сила» с большой статьей – непременно выложу; картинки уже заготовлены).

Судя по тому, что они всегда делаются по одной схеме, схема эта оказалась очень удачной. Главный фокус тут в галереях, которые мало того что создают особый дворовый «интерьер», но, что важнее, определяют порядок жизни населения дома.




Они просматриваются!
Из своего окна и от своей двери каждый видит, что происходит у дверей соседей.




Захламлять галереи не принято и на всякий случай запрещено.



Наверх, к галереям, ведет лестница. Решетки и перила таких лестниц здесь – почти всегда произведение искусства. Можно было отдельный роскошный альбом сделать: «Лестничные ограждения в будапештских подъездах. Пятьсот шедевров кузнечного искусства». Или лучше «Тысяча».



Кстати, посмотрите на ступеньки. Они вот так изогнуты все с той стороны, что ближе к перилам.
Поворот получается плавный и удобный.
Это тоже, кстати, дело обычное – у наших друзей в доме на Garay tér так же.




А это решетка двери. Ну как?



На этом кадре видно дверь и потолок.
Вы еще помните, что это жилой дом?



Название «Jókai udvar» дому дано в честь Мора Йокаи, венгерского писателя XIX века, самого что ни на есть классика национальной литературы.



Писал он масштабно и обстоятельно. Как начнет, бывало, описывать своих героев – не остановить:

«Колоритные были это фигуры: его высокородие, управляющий и гайдук. У Карпати лицо в этот час было необычно веселое, большой лысеющий лоб сиял, как церковный купол, редкие седые пряди серебряной мишурой курчавились на висках и затылке. Щеки гладко, аккуратно выбриты, усы расчесаны, и глаза уже не воспаленные больше. Разгладились и все некрасивые складки.
Напротив – честный управитель с заученной миной прошлого еще века на бледно-смуглом лице: бдительная готовность и всенепременное почтение. Усы подстрижены коротко, чтобы долго с ними не возиться; но куда, верно, больше хлопот с диковинной пудреной косой, которую, перевив траурной лентой, точно почтенную реликвию прошлого, носит всем на удивление славный сей чудак. И кафтан на нем покроя самого допотопного – не поймешь, фрак или атилла: долгополый, но спереди не застегивается, открывая длинный, до бедер, жилет с серебряными пуговицами. Позади управляющего – старый гайдук Палко в доломане со шнурами. Он тоже сед…».

И дальше про седого гайдука, его наряд, его нрав, его любимые словечки…

И про любовь, конечно:



«Egy magyar nábob»

Кстати, оперетта «Цыганский барон» – это его, Йокаи, новелла «Саффи».

В этом доме, на втором этаже, была его квартира. 5 мая 1904 года в 9 вечера 79-летний писатель сказал: «А теперь я иду спать!». И умер. Об этом всегда упоминают, если речь заходит про Jókai udvar.

На углу там маленькая кондитерская, cukrászda. C 1918 года.


Erzsébet körút 44-46.

Увидеть своими глазами: http://gidvbudapeste.hu/


Фото:
http://lasdbudapestet.blogspot.hu/
Tags: Австро-Венгрия, Венгерская_литература, Город_изнутри, Коллекция_двориков
Subscribe

  • Девять строчек про кафе

    И в строчках этих сказано, что Belvárosi kávéház, то есть Белварошское кафе, кафе, находящееся в самом центре старого…

  • Полезный мем, Ибл и Аристотель

    Рассказываю вчера о том, что Миклош Ибл умел шутить, не только пародируя одни визуальные образы другими, – столь же понятными, поскольку в…

  • Граф, мансарда и конфуз

    Первое и главное ощущение от этого здания – как же его жалко! По всему видно, что дворец, но за пыльными окнами пустота, камень почернел и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Девять строчек про кафе

    И в строчках этих сказано, что Belvárosi kávéház, то есть Белварошское кафе, кафе, находящееся в самом центре старого…

  • Полезный мем, Ибл и Аристотель

    Рассказываю вчера о том, что Миклош Ибл умел шутить, не только пародируя одни визуальные образы другими, – столь же понятными, поскольку в…

  • Граф, мансарда и конфуз

    Первое и главное ощущение от этого здания – как же его жалко! По всему видно, что дворец, но за пыльными окнами пустота, камень почернел и…