Top.Mail.Ru
? ?
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Flag Next Entry
Дом на углу
герань на окне
anna_bpguide


«Jókai udvar» написано на фасаде этого дома на Erzsébet körút.
Дом – типичнейший, если так можно сказать про ситуацию, когда каждое здание строилось по собственному индивидуальному проекту для собственного определенного места по запросу конкретного заказчика.
Как костюм – до эпохи массового пошива.




Само собой, совершенно неповторимый в каждом таком доме декор. Где-то будут нимфы с наядами (в доме через квартал, кстати, над дверями – Дионис на пантере; почти античный, только что не мозаика, а гипс).
А тут – вот. Сатир? Фавн?




Но как в самом что ни на есть индивидуально пошитом костюме есть обязательные детали вроде рукавов, или ворота, или брючин, если это штаны, так и в зданиях Будапешта рубежа XIX-XX вв имеется своя обязательная программа. Тема, вокруг которой сочиняются вариации.

Такие обязательности здесь – черепичная крыша, мансарды, мощные карнизы.
Это если смотреть снаружи.




Внутри – двор.
Будапештские дворы достойны отдельного разговора (вот выйдет номер журнала «Знание-сила» с большой статьей – непременно выложу; картинки уже заготовлены).

Судя по тому, что они всегда делаются по одной схеме, схема эта оказалась очень удачной. Главный фокус тут в галереях, которые мало того что создают особый дворовый «интерьер», но, что важнее, определяют порядок жизни населения дома.




Они просматриваются!
Из своего окна и от своей двери каждый видит, что происходит у дверей соседей.




Захламлять галереи не принято и на всякий случай запрещено.



Наверх, к галереям, ведет лестница. Решетки и перила таких лестниц здесь – почти всегда произведение искусства. Можно было отдельный роскошный альбом сделать: «Лестничные ограждения в будапештских подъездах. Пятьсот шедевров кузнечного искусства». Или лучше «Тысяча».



Кстати, посмотрите на ступеньки. Они вот так изогнуты все с той стороны, что ближе к перилам.
Поворот получается плавный и удобный.
Это тоже, кстати, дело обычное – у наших друзей в доме на Garay tér так же.




А это решетка двери. Ну как?



На этом кадре видно дверь и потолок.
Вы еще помните, что это жилой дом?



Название «Jókai udvar» дому дано в честь Мора Йокаи, венгерского писателя XIX века, самого что ни на есть классика национальной литературы.



Писал он масштабно и обстоятельно. Как начнет, бывало, описывать своих героев – не остановить:

«Колоритные были это фигуры: его высокородие, управляющий и гайдук. У Карпати лицо в этот час было необычно веселое, большой лысеющий лоб сиял, как церковный купол, редкие седые пряди серебряной мишурой курчавились на висках и затылке. Щеки гладко, аккуратно выбриты, усы расчесаны, и глаза уже не воспаленные больше. Разгладились и все некрасивые складки.
Напротив – честный управитель с заученной миной прошлого еще века на бледно-смуглом лице: бдительная готовность и всенепременное почтение. Усы подстрижены коротко, чтобы долго с ними не возиться; но куда, верно, больше хлопот с диковинной пудреной косой, которую, перевив траурной лентой, точно почтенную реликвию прошлого, носит всем на удивление славный сей чудак. И кафтан на нем покроя самого допотопного – не поймешь, фрак или атилла: долгополый, но спереди не застегивается, открывая длинный, до бедер, жилет с серебряными пуговицами. Позади управляющего – старый гайдук Палко в доломане со шнурами. Он тоже сед…».

И дальше про седого гайдука, его наряд, его нрав, его любимые словечки…

И про любовь, конечно:



«Egy magyar nábob»

Кстати, оперетта «Цыганский барон» – это его, Йокаи, новелла «Саффи».

В этом доме, на втором этаже, была его квартира. 5 мая 1904 года в 9 вечера 79-летний писатель сказал: «А теперь я иду спать!». И умер. Об этом всегда упоминают, если речь заходит про Jókai udvar.

На углу там маленькая кондитерская, cukrászda. C 1918 года.


Erzsébet körút 44-46.

Увидеть своими глазами: http://gidvbudapeste.hu/


Фото:
http://lasdbudapestet.blogspot.hu/



  • 1
Красивый город, красивый дом, красивый двор - как нам повезло, что мы имеем возможность всему этому радоваться каждый день!

это правильно)))
с праздником!

(Deleted comment)
Будапештские дворы - это всегда тайна. И никогда не знаешь, что тебя ждет за закрытыми дверьми.Но, как правило, какое-нибудь чудо :)

Главное, что они есть. Я-то выросла в доме без двора, так что гляжу на них, как на чудо чудное, да...

Красотищщщаа. Столько щедрой сложности на единицу площади. Дивная среда.

...и в самом-то деле: было бы как-то несправедливо (если не сказать - противно естеству!) писать в ТАКОМ доме, скажем. экспериментальную авангардистскую прозу. Для всяких экспериментов надобно было бы переехать! :-)

а что, тема...
взаимосвязь стилистики литературных произведений и окружающей автора городской среды
а?

О! вполне себе!!

И связи эти явно не прямолинейны, но множественны, прихотливы, неоднозначны и извилисты.

Минувшей осенью наблюдали мы в Риме дом, в котором жил Филиппо Томмазо Маринетти. Так вот, отец футуризма обитал в тяжеловесно-буржуазном окружении. Мы решили, что оно должно было его дико раздражать и сообщать его творчеству революционную энергию!

Всегда вертится в голове сравнение с официально красивейшим российским городом. Там - красивые фасады, и отвратные дворы-колодцы, и - тут. И немедленно просятся на ум всякие избитые мыслишки о показухе, официозе и пренебрежении людскими нуждами в России. Из века в век так и идет

причем красота ПБ - это результат воплощения монаршей воли во многом
а красота БП - результат взаимодействия разных человеческих частных воль

С Праздником!
У вас, Анна, про каждый дом пост можно писать. Будапешт чудесен!

Спасибо!
А здесь многие так и делают. Книг и сайтов про любимый город - полным-полно. И не пересчитать.

  • 1