anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Про «Елисеевский» в Москве и Párizsi Nagy Áruház в Будапеште



Ув. Gilliland хорошо написал о московском «Елисеевском», отметив, что его открытие ознаменовалось появлением нового типа – «благородного покупателя». Момент важный, и, вероятно, все же не собственно московский или российский, а европейско-универсальный.

Вот:

«…главным в чуде Елисееского магазина было время его появления в Москве. 112 лет назад открытие гастрономического дворца венчало создание в Первопрестольной особого типа людей и особого образа жизни этих людей.

На рубеже столетий - 19 и 20-го появились на Москве люди, которые полюбили демонстрировать не только торжество потребления, но и торжество приобретения. Немыслимо представить, чтобы старая дворянская Москва явно ходила бы по магазинам и покупала себе закуску и выпивку, колбасы, фрукты, пирожные, сливочное масло и сельдей с осетрами.
У дворянской добродушной Москвы на случай необходимых покупок были специальные зашмыганные люди, которые бродили по охотнорядским подвалам и складам, ездила к зеленщикам, у барской Москвы были зимние и летние, весенние и осенние обозы из "подмосковных" имений: битые гуси, ананасы, бекасы и говядина, туши, пилёные вдоль, стерлядь из садков и тому прочее.


Когда барская Москва сошла на нет, и стыда прилюдно покупать полфунта финского масла с фунтом паюсной икры не стало, появился "Елисеевский". Если раньше было немыслимо представить стоящего у прилавка и выбирающего сига благородного покупателя, то теперь в "Елисеевский" стал ходить покупатель нарочитый, любящий узнавание, демонстрирующий свою возможность покупать, и покупающий. В Москве появилась культура покупочного понта.

Не потребительского понта, на котором Москва стояла, а именно покупочного. В чём разница? Понтовое потребление хоть и демонстративно, но демонстративно для "своих", для равных ценителей, для достойных гостей соседей. Понтовая покупка демонстративна для людей случайных, для несостоятельной толпы прохожих, для зевак. И, в первую очередь, понтовая покупка нужна самому понтокидателю. В газете "Московский листок", издаваемой Катковым, вскоре после открытия "Елесеевского" появилась заметка, озаглавленная как бы даже специально для "Московского комсомольца": "Рыбки захотелось".

О чём эта статья? О мещанке Клейменовой, которая "пошла к "Елисееву" и купила четверть фунта сига - и отравилась". 100 граммов не самой дорогой и вкусной рыбы, но от "Елисеева"!

Вот она, мещанка Клейменова, предтеча подавляющего большинства нынешних владельцев 5-го айфона ( у меня третий, сразу скажу - знаю, что вцепитесь). Вот она, настоящая Матрона Москвы покупающей! А храм сей Матроны - Елисеевский гастроном.


Сам ассортимент магазина наводит на определённые выводы. В трёх залах пять отделов, собранных по признаку престижности и только престижности продаваемых продуктов: "колониально-гастрономический" отдел, отдел "хрусталя баккара", отдел элитной бакалеи, кондитерский и самый большой фруктовый.

Что бросается в глаза? Очевидная закусочная направленность: сыры, колбасы, которые, кстати говоря, херачили из подвезённых полуфабрикатов во дворе, масло, копчёная рыба, алкоголь, пирожные, фрукты. Что называется, только для закусить и для соблазнения кузин из Серпухова. Мыслимо ли было раньше в барской Москве уважаемому себя человеку жрать колбасу? Нет, конечно. Но в новой Москве появился класс "торопыг-холостяков" из биржевых маклеров, артистов императорских театров, скоробогатых инженеров-путейцев и пр. бывших "чумазых", которым нравилось не столько жрать, сколько демонстративно тратить на "элитную" жратву приличные деньги.

Культура перекуса, торопливого закусывания, быстрых романтических встреч в номерах,
негрустных расставаний и недраматических измен, быстрых денег и нестыдной спекуляции.

Вот очагом какой культуры был "Елисеевский". По сути, магазин был примером элитного фаст-фуда в нынешнем японском духе с гамбургерами за 500 гринов».


И далее.




На фотографиях – первый универсальный магазин Будапешта, современник «Елисеевского», не «продовольственный», а «промтоварный» – Párizsi Nagy Áruház. Не тот Párizsi Nagy Áruház, что на проспекте Андраши, а его предшественник, открывшийся в 1892 году на углу проспекта Rákóczi и улицы Klauzál.

Он сгорел в 1903-м, двенадцать человек погибло – да, говорят, там всегда много народу толпилось. Посещение магазина стало модным занятием – в этом Gilliland прав, конечно.
Tags: Австро-Венгрия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments