anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Дом ноябрьского настроения

z_20181113_142744

Если кому предаться осенней печальной меланхолии – то это сюда. Разочарование, упадок, разрушение, безнадежность – всё тут, в этом доме, во дворе этого дома и на его фасаде.


z_20181113_142133

Я бы сначала налила немножко коньяка. Или виски, кому как. Камин еще хорошо бы и тёплый плед. Нет камина? В этом доме тоже камины вряд ли найдутся.


z_20181113_142551

Обитатели фасада печальны. Удручены. Обижены.


z_20181113_142559

Втиснуты в узкий угол между аркой и карнизом – там и кошке тесно будет. Кто они? Жихарь, помнится, мечтал где-нибудь посмотреть на Демона Поверженного, что ему Дрозд на картинке показывал: где голова, где ноги?
Ну, вот. Ноги, правда наличествуют, но поверженность бесспорна.



z_20181113_142340

Впрочем, чего и ждать от здания, спроектированного в 1929 году.


z_20181113_142611

Что время, что место – всё печаль печальная. Дом стоит на Будайской стороне, фасадом смотрит на Южный вокзал. С верхних этажей должен быть виден полупустырь-полупарк, называемый Кровавое поле, Vérmező. На стене табличка про 56-й год, вокруг окрестности, помнящие 45-й. Мимо движется бесконечный поток транспорта, в воздухе висит смог, до сколько-нибудь уютного кафе, или аллеи, или просто места, не напоминающего о всех ужасах ХХ века – в любую сторону не менее получаса пути.


budapest-xii-kerulet-alkotas-utca-13-berpalota-

Так, но ведь архитекторы-то ничего этого не знали.



z_20181113_142808

И здание-то строили не для ноябрьской меланхолии, а для нормальной жизни.


z_20181113_142824

Колонны виноградной лозой оплетали.


z_20181113_142917

Ставили статуи по углам. Это, кстати, Данте. Имеется еще Беатриче в платье с разрезом от бедра и Георгий, поражающий дракона.


z_20181113_142310


Для дворика придумали эту графическую игру: полы галерей – в клеточку, а галерей много, двор аж шестиэтажный, и клетчатые полосы галерей при взгляде сверху стыкуются друг с другом, порождая новый оптический эффект. Что ж, Будапешт – и в самом деле родина оп-арта.


zpestinaplo via

На бумаге всё выглядит очень мило.
Но чтобы увидеть этот дом таким, каким его архитекторы нарисовали, нужно птицей зависнуть над железнодорожными путями. Дом смотрит на вокзал, напоминаю.


z_20181113_141801

Снизу же, с человеческого уровня, с тротуара, глядя, видишь просто серую махину, закрывающую полнеба. Отойти некуда. Статуи рассмотреть невозможно. Думаете, я как догадалась, что тот дядька на углы, над карнизом, – Данте? Да никак. На очередном будапештскофильском сайте прочитала.


z_20181113_142628

Еще скульпторы украсили рельефами цоколи колонн. Что ж, замечательно. Колонны, правда, декоративные, ничего толком не несущие. Цоколи – на уровне коленок и сумок прохожих, а привокзальный район – всё же те место, где прогуливаются беньяминовские фленёры. Торопятся там все. И грифонов этих – поддерживающих, простите, не гроб ли? – не видят. Грифоны и прочие виноградники при этом отнюдь не каменные, а цементные. Следовательно – саморазрушающиеся.


z_20181113_142732 - копия

Ну вот – что тут? Рельефы дверей флорентийского Баптистерия, хоть и бронзовые, тоже истерлись со временем. А здесь авторы на что рассчитывали?


z_20181113_142523

Тут становится понятно, откуда взялись Ле Корбюзье и прочий Баухауз. Не оттого, что разлюбили красоту классических архитектурных форм. Вот, сколько красоты и старания в двери подъезда вложено. А оттого, что сама эта красота после Мировой войны – умерла. Они ее, как сухую ветку в землю, в городское пространство втыкивают, а у нее уже соков нет. И расти, жить, она и рада бы – да не может.

Срубленную новогоднюю ёлку можно украсить игрушками. Но заставить жить и зеленеет – невозможно.


z_20181113_142249

Но что интересно: представление о человеческой норме, о балансе красоты, о необходимости прилагать какие-то собственные усилия для их сохранения, похоже, у жителей дома оказалось устойчивее, чем у творцов-художников.


z_20181113_142423

Дом большой, шестиэтажный. Двор тоже не маленький. Народу живет страх сколько.


z_20181113_142156

Но во дворике тишина. На входных дверях (это входные двери в квартиры: да, с галереи; да, со стеклянными окнами) сохраняются первоначальные кованые решетки. Цветочки (герань, естественно). Велосипед по неписанным правилам на галерее поставить можно, старый сундук выволочь – уже нельзя. И никаких бельевых верёвок, о чем вы?



z_20181113_142047

Уклад жизни сохраняется тот же, что отличает весь город: не напоказ. Не для чужих, не ради понтов – для себя. Хвастаться никто ничем не собирается. Шли мимо – и идите себе мимо.


z_20181113_142028

Архитекторы, профессионалы, успели забыть, что такое ракурс и для чего лучковый фронтон придуман (на снимке с Данте – взгляните!), а жители помнят, как дом содержать надо, как надо с соседями миром жить, куда велосипеды ставить… В этом доме вообще много велосипедов; на фотографиях все – разные.

Это и есть чудо будапештского дворика. Двор как способ организации человеческого общества: устойчивый, уравновешенный, компромиссный.
У дома, кстати, имя есть. На фотографиях выше можно найти, вписанное в орнамент. Он – György-udvar, Дьёрдь, Георгий. То ли по имени изображенного победителя змея, то ли по имени внука застройщика… Это не важно. Важно, что udvar. То есть двор.



Будапештские блогеры об этом доме:
http://lasdbudapestet.blogspot.com/2013/04/alkotas-ut-13.html
http://egykor.hu/budapest-xii--kerulet/alkotas-utca-13-berpalota/4032
https://denhoda.blogspot.com/2017/05/alkotas-utca-13.html
https://kep-ter.blog.hu/2017/01/02/alkotas_utca_301
 
Tags: Коллекция_двориков
Subscribe

Posts from This Journal “Коллекция_двориков” Tag

  • 276. Вечер, чужой дом

    Два дома. Сиамские близнецы, сросшиеся дворами. Довольно комичное зрелище: двое ворот рядом, но в какие с улицы не зайдёшь, окажешься в одном и…

  • 275. Полчаса пешком до гимназии

    От этого дома до Евангелической гимназии на Варошлигетской алее – почти три километра. Пешком можно пройти за полчаса. Так и ходил,…

  • 272–274. Три двора Корабельной улицы

    Какие дворики нам двери отворяли! Какие виды открывались нам! Дом с именем «Наполеон» снаружи пугает. Следы стрельбы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments