?

Log in

No account? Create an account
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Next Entry
Михайлин о серпах, босых ногах, масонстве и Венецианове
герань на окне
anna_bpguide
269672@2x

«…Первое, что бросается в глаза при взгляде на картину –  это атмосфера той же тихой и медитативной созерцательности, что характерна для полотен Гране. В этом чистом, просторном помещении, где на полу ни соринки, в середине рабочего дня персонажи заняты чем угодно, только не тяжелым крестьянским трудом.
Самая приметная фигура здесь – женщина, сидящая на переднем плане: судя по всему, она собралась перемотать или размотать оборы на левой ноге(правая разута), но отчего-то остановилась и «подвисла» посреди этого несложного процесса, держа концы оборов так, словно это уздечка, которой она взнуздала левую ногу.
Правая рука спокойно лежит поверх вытянутой правой ноги. На женщине праздничная, не рабочая одежда (как и на второй бабе, стоящей у противоположного края картины), а под правой рукой лежит совершено неуместный на гумне серп (вторая баба держит в руке точно такой же).
В группе из четырех человек, к которой принадлежит вторая баба, центром является сидящий крестьянин; он держит в руке довольно странный предмет, напоминающий небольшой совок, и пристально смотрит на свою обутую на одну ногу визави. В центре помещения видна коническая куча зерна, на удивление аккуратно «подрубленная» по краям: в зерне торчит лопата, отчего-то рукоятью, а не штыком. Справа и слева от зерна стоят две запряженные пустые двухколесные повозки. В ту, что слева от зрителя, впряжена темно-гнедая лошадь, которую держит под уздцы спокойно стоящий крестьянский парень, обутый в лапти он тоже прописан темными тонами, но очень тонким слоем, так что просвечивает насквозь.
У той повозки, что справа, суетятся два крестьянина, не то разворачивая ее, не то поправляя гужи: лошадь здесь белая, оба крестьянина босые, одеты в светлое платье и ярко освещены. У дальней стены перпендикулярно двум первым стоит третья повозка, судя по всему, груженная необмолоченными снопами.
На полу лежат две метлы и пехло, образуя вместе с кучей зерна и торчащей из нее лопатой продольную пространственную ось. Свет падает внутрь помещения из трех проемов, создавая и впрямь почти «гранетный» эффект глубины пространства».

Там далее интереснейший анализ работ Венецианова (который «был кем угодно, только не интеллектуалом») в контексте масонских практик александровских времен. Всё-таки преподаватели, читавшие нам историю русского искусства, не были ни крестьянами, ни масонами, иначе должны были бы задать себе вопрос о серпах и босых ногах. Что ж, лучше поздно.

Отдельное удовольствие – замеченная рифма между венециановским спящим пастушком и спящей Венерой одного знаменитого венецианца.


Вадим Михайлин,  Галина Беляева
«Люблю отчизну я, но странною любовью»: художник А. Венецианову истоков русского национального типажа и пейзажа

Featured Posts from This Journal



  • 1

Спасибо. Зачиталась прямо))


Я выросла и бОльшую часть жизни прожила в Твери. Там Венецианов считается местным художником, т.к. он жил в Тверской губернии, работал, организовал художественную школу, умер и похоронен там же.
И всё школьное детство-юность прошло под знаком Венецианова: музеи, лектории, выставки, разборы картин и т.п. Надо сказать, что это хорошо, очень сильно тогда школа ребенков образовывала. Но ни разу ни один из учителей или лекторов не обратил внимание на явную придурковатость странность вышеозначенного полотна))

Ну разумеется! Это же... это все равно, что детям матерные стихи Пушкина читать! Что они подумают о Гении?

Матерные стихи дети могут и сами прочесть. Я в детстве читала все подряд. Не все понимала - но это уже другой вопрос.
А вот обратить внимание на странное положение фигур на полотне - это сложнее, тут не всегда дети/подростки сообразят. Хотя хорошо помню, что лекции нам читали работники областной картинной галереи. Вот интересно, они сами это видели?))

Обычно говорится 1) об открытии им крестьянской темы и 2) об использовании пространственных открытий европейской живописи.
А тут - на шаг глубже: и крестьянская тема, и пространственные построения - средства для выражения идеи о мироустройстве в рамках системы оккультных (масонских) представлений. Понятно, что в школах об этом не говорят. Да и Венецианову вряд ли нужно было чтоб понимали и говорили: общество-то как-никак тайное.

Ну вот нам только про крестьянскую тему и говорили))

Впервые в жизни вижу напечатанным слово "пехло".

я тоже
и вообще не знаю, что это такое

(широкий всё же круг знаний у Михайлина))

Я и слышу тоже впервые. Судя по виду, это трамбовка какая-то?

Ну да, им отгребают в сторону зерно. А так пихло или пехло -- это сленговое обозначение двигателя.

От слова "пихать"?

Да, совершенно верно. Вот у Бажова нашла ещё объяснение: Пехло - доска, посаженная поперек черня, род скребка для перегребания и разборки промываемых песков.

И ещё пехлом называется иногда рукоятка пешни, то есть лома, которым делают прорубь.

– Продается пихало дубовое, совсем новое, к труду и обороне готовое! Пихал бы сам, да уступаю вам!

Успенский, конечно ))

Да! Это синонимы.

Вот где заклепочникам-то разгуляться! :-)

А-а, вы не в курсе? Ну, это такие нехорошие люди, которые занимаются ровно тем, чем и ваш Михайлин которые слетаются на исторический роман или, нидайбох, фэнтези какое-нибудь, и принимаются клевать автора: а в ту эпоху так не говорили! а витражное стекло тогда еще не изобрели! а откуда средневековый крестьянин знает слово "витамин"? а почему у вас в строю латников люди без шлемов, у них головы сменные? а "кольт" очередями не стреляет! а у этого типа танков заклепки не так расположены! Придираются, короче, по мелочам. ;-) Особенно любители военной истории к этом склонны. Вот за привычку придираться ко всяким заклепкам их и зовут "заклепочниками".

А... Буду знать.
Нет, у Михайлина-то дальше ответы. Эти серпы неспроста!


Да нет, это понятно. А праздничная одежа на крестьянах в самую страду - это вообще добрая средневековая традиция. ;-)





Edited at 2018-12-13 10:12 am (UTC)

Ну, это картинка для украшения текста. Она должна быть красивой (хотя особо праздничного-то ничего нет, а что цвет синий благородный - так он не у крестьянки, а у художника в руках). Кстати, по скошенной траве босиком - ойй.
А Венецианова числят в предшественниках реализма типа передвижников, задачи приукрасить у него вроде бы не было.

Я, кстати, тоже немного заклепочник: представленные романы "из старинной жизни" за рукава крахмальных сарафанов банила безжалостно

Огромный особняк Чикиных своим орнаментом, изразцами из стекла и дерева,
не уступающий домам и более богатых помещиков и промышленников, лишь теснили ее обширную грудь, где располагалась щедрая душа для всех мужчин Подольска и всей его волости. Эх!

:-)))

Это реальный рОман или собирательный образ?

Рукопись была настоящая, до издания дело, к счастью, не дошло.

да вот, пожалуйста:
Исступленная от страха Анна и растянувшийся пейзаж ...
https://anna-bpguide.livejournal.com/99865.html

Ну, и на том спасибо, что до издания не дошло. В рукописи-то что угодно быть может. Изразцы из стекла и дерева, как-кая прелесть!

  • 1