anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Пока открыта дверь

z_20180418_182113

Дверь ненадолго была открыта. В это доме сейчас Miniversum, но у него свой вход. А центральная дверь закрыта обычно, и войти – не получается. Только подсмотреть.
Как обычно в этой части проспекта Андраши, перед дверью на тротуаре – бронзовая табличка, сообщающая год постройки. 1884-й. У всех соседних домов на табличках примерно такие же даты: конец 70-х, первая половина 80-х, «будапештский полдень». Опера, например, – тоже 1884-й. Строится здание Парламента, строится базилика святого Иштвана. Торопятся: через восемь лет – главный праздник.


z_20180418_182010

Сообщает табличка и имя архитектора: Жигмонд Квиттнер.  А это именно тот человек, который позднее, уже после праздника и после рубежа столетий, спроектирует здание совсем другого вкуса, стиля и настроения, дворец Грешем, нынешний отель Four Seasons (в соавторстве с Йозефом Ваго). Любопытно: к моменту завершения дома на проспекте Квиттеру 25 лет. Молодой совсем человек. Это едва ли не вторая его работа. Предыдущая, 1882 года, – тоже на проспекте, почти напротив, тоже доходный дом. А  дворец Грешем будет завершен к 48-летию архитектора. Между тем доходный дом на проспекте выглядит как здание солидное, взрослое, «правильное», «как у людей», «как положено», заставляющее вспомнить свидетельство Стефана Цвейга:
«В ту эпоху солидности каждый, кто хотел выдвинуться, должен был использовать любую маскировку, чтобы выглядеть старше. Газеты рекламировали средства для ускоренного роста бороды; двадцатичетырех- или двадцатипятилетние молодые врачи, которые только-только сдали экзамен, отращивали окладистые бороды и носили, даже когда в этом не было необходимости, золотые очки, лишь бы у своих первых пациентов создать впечатление "опытности"».

А Грешем, построенный через двадцать с лишним лет, производит впечатление чего-то нового, остросовременного, ломающего традиции. Не «как у людей», а «как нигде больше». Зря, что ли, стиль модерн, в здешних краях называемый чаще «сецессион», по-немецки будет Jugendstil, «молодой стиль». И если не в планировке, которая вполне традиционна, то в декоре и орнаментике дворец Грешем – самый что ни на есть «молодой стиль»; модерн, дерзкий и юный, даром что архитектор уже не юн и не молод.


z_20180418_182129

Еще на табличке сказано, что на нижнем этаже дома на проспекте находилось кафе «Корона».


zkavehazak_10_1

Фотографий кафе почти не нашлось, а по той, что есть, не очень понятно, как оно выглядело.


zkavehazak_10_2

Пишут, что в кафе собирались литераторы журнала Nyugat во второй половине 1920-х. Но это уже совсем другая эпоха: праздник позади, полдень сменился сумерками, и архитектор, Жигмонд Квиттнер, уже умер. Еще, пишут, что во дворе, перекрытом стеклянным потолком, прячется фонтан с рельефом, изображающим любовную сцену, и что дом имеет имя, Krausz Palota, Дворец Краус, по имени предпринимателя Лайоша Крауса, владельца крупнейшей в Пеште мельницы… На табличке этого имени почему-то нет. Впрочем, на табличке у соседнего дома надпись еще любопытнее. Они такие, эти таблички при дверях: что-то сообщают, о чем-то умалчивают.

А во дворик надо будет постараться попасть.
Tags: Коллекция_двориков
Subscribe

Posts from This Journal “Коллекция_двориков” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment