?

Log in

No account? Create an account
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Next Entry
Ветер завыл; сделалась метель
герань на окне
anna_bpguide


Пушкинская «Метель» закачивается таким диалогом:
— Боже мой! — закричала Марья Гавриловна, — и вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?
— Не знаю, — отвечал Бурмин, — не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
— Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...

Хорошо. Но что дальше? У героев два варианта.
Или Бурмин просит руки Марьи Гавриловны, и они, ничего никому не рассказывая об истории с метелью, должным образом, хотя и повторно по факту, венчаются (но как же священность обряда?).
Или Бурмин и Марья Гавриловна объявляют ее родителям о том, что они перед Богом уже муж и жена, и начинают семейную жизнь без церемоний, без – уже по факту состоявшегося – венчания (но как же общественное мнение?).
Мне ни один вариант не кажется реально возможным… Но выходить-то из ситуации как-то надо.
Как?

  • 1

выходить-то из ситуации

Я бы не удивился, если бы в этом и была "интрига" автора. Пусть теперь романтичные девы додумывают концовку.
Читал где-то, что в те времена таких случаев было много. (Собственно, последний период, когда от мнения родителей что-то зависело.
Потом появились разночинцы и эмансипация.)

И, конечно, были отлаженные формы для "устаканивания" ситуации. (Если уж незаконных новорожденных "пристраивали"...)

Re: выходить-то из ситуации

"Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку" - да.
Но Бурмину-то что делать?

что делать?

Думаю, что есть много вариантов. Вот, навскидку: родителям признаться, "упав в ноги". Подхватить законную жену, и - перехать на новое место службы.
Конечно, у Бурмина тоже родители и родственники. Но время - послевоенное, толерантное.

Re: выходить-то из ситуации

Повенчаться второй раз и все.

Захотелось пересмотреть фильм. Спасибо, что вспомнили о нем.


Действительно, тайное венчание не такая уж выдающаяся редкость. А как объявляли потом? Как это тайное становилось явным?

Причем в этой ситуации еще и церковь бог весть где, и времени прошло немало.
Не просто сказать: "Вчера, мол, тайно обвенчались, простите, что не пригласили, и теперь - за стол, на свадьбу!", а потребовать веры в сказанное без каких бы то ни было доказательств...
Как объяснить родителям Марьи Гавриловны, что они дочь под венцом не увидят?

история Львова и Дьяковой: в храм пустили только своих, а там обвенчали другую пару.

Ну если о тайном венчании никто не в курсе - то и пусть не в курсе остается. Обвенчаться по новой, и все дела. Главное - внешние приличия соблюсти, чтобы никто не цеплялся. Священник, думаю, даже если и вспомнит про то венчание, тоже не откажется вторительно получить деньги за обряд.

как - и все дела, это ж небось грех какой.

Так ведь конечная инстанция - вовсе не священник...

Могут остаться свидетели со стороны Марьи Гавриловны, запись в церкви. А для людей - по примеру Львова и Дьяковой. Найти предлог венчаться в узком кругу, объявить о прежнем обряде в церкви, и обвенчать другую пару.

Хорошо!
Спасибо, что напомнили эту историю, пусть и тут будет:
"Часто выезжая со своей невестой то с визитами, то на балы, и всегда в сопровождении Марии Алексеевны, отец воспользовался последним обстоятельством. Отправившись накануне своей свадьбы на бал, он, вместо того чтобы подъехать к дому знакомых, подъехал к церкви, где находился уже и Львов и священник и все нужное к венчанию. Таким образом обвенчав друга своего и сестру, он решил их участь. Все разъехались в разные стороны из церкви,— Львов к себе, а отец с невестой своею и сестрой ее на бал, где их ожидали братья матери моей и удивлялись, что их так долго нет.
Вскорости Львов получил назначение от правительства ехать за границу с какими-то поручениями и только через два года возвратился, выполнив с таким успехом возложенное на него дело, что в награду за то государыня Екатерина II пожаловала ему значительное имение; тогда родители матери моей согласились на брак его с дочерью своею Марией Алексеевной, потому еще более, что она в продолжение этих двух лет не хотела ни за кого другого выходить замуж и отказала нескольким весьма достойным женихам.
Можно легко себе представить удивление родителей и всех родных, когда отец мой объявил им, что Мария Алексеевна и Львов два года уже как обвенчаны и что он главный виновник этого их поступка. Львов до смерти сохранил дружеские отношения свои к отцу моему."

Но Львов и Дьякова - интеллектуальная элита, им положено от традиций и мнений общества отступать. И у них был Капнист... А Бармин с МГ - в деревне, на виду, люди милые, но вполне "дюжинные", без претензий на исключительность. И деревня - не Санкт-Петербург... Думаю, они бы такое не придумали и не осуществили бы.

Объявить? Чтобы еще больше народу знало и болтало? Нет уж, нафиг, ибо нефиг. Не тот глуп, кто глупость совершил, а тот, кто совершил, да не скрыл(с). Если запись есть - пусть будет, обряд провести, как если бы ее не было, дабы общественность успокоить, свидетельство о браке или что там полагалось, сделать "правильным" числом (вряд ли кто полезет в деревенскую церквушку сверять). А самой Марье Гавриловне спешным порядком убираться по месту жительства мужа, дабы свидетели ее глупости не имели охоты языки распускать, а если и распустят, то новая родня бы их не слыхала (благо что соцсетей еще в проекте нетути). Священнику рот заткнуть круглой суммой.

Я об этом тоже когда-то много думала. Но сейчас я думаю, они просто объявили бы о своем браке, и все.

  • 1