anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Музей и платье короля

z_20190110_134739

С недавних пор ловлю себя на новом чувстве в больших музеях. Всё больше радости доставляет встреча с музейным пространством. Всё больше некоторой почтительной неловкости по отношению к произведениям, в этих пространствах пребывающим.


z_20190110_134744

Особенно если это такие музеи, как берлинский Altes Museum, как Новый Эрмитаж. Те, что строились именно как пространства деятельного просветительства, где каждая колонна – методическое пособие, потолок и пол в каждом зале – иллюстрация к эстетике демонстрируемого периода. Как правило, всё это выглядит слегка наивно, по-ученически. Есть в таком подходе что-то от восторга студента, только что выучившего наизусть всех Аменхотепов и Аменемхетов и еще не зачавшего забывать, кто из них кто. Или от энтузиазма начинающей преподавательницы, которая сейчас ка-а-ак расскажет, ка-а-ак объяснит… И слушатели всё поймут, всё запомнят, а запомнив и поняв, станут умнее, мудрее, образованней, и глупцами или негодяями уже точно никогда не станут.


z_20190110_135408

Прекраснейшим образом оговорилась однажды наша экскурсовод в Новом Эрмитаже, сказавшая про Лео фон Кленце, что по образованию он был немец.


z_20190110_134831

Да, методичность, аккуратность, тщательность, плюс романтическая наивность и взращенная на Гегеле уверенность в поступательном развитии человека. Показать человеку Мадонну Рафаэля – и он уже не сможет ни красть, ни убивать…


z_20190110_135459

А чувство неловкости по отношению к предметам, поначалу смутное, кажется, нашло себе словесное выражение. Помнится, ткачи-обманщики в сказке Андерсена, в рекламе своей волшебной ткани упирали на то, что костюм из нее станет невидимым для того, кто не на своем месте сидит или непроходимо глуп.


z_20190110_134840

В детстве мне была вполне понятна вторая часть формулы, про глупость. И не понятна первая: а что такое свое место? Человек ходит на работу и работает – он на своем месте или как? А если он это место и не выбирал вовсе? Если работает на том месте, куда его нужда/судьба/страна/комсомол поставили, то – как на этот вопрос ответить? (про протестантизм и призвание я ж тогда не знала).


z_20190110_135243

Андерсеновский король явно смотрел на предмет как-то иначе, поскольку сначала порадовался, что ему теперь сразу видать, кто в твоем королевстве не на своем месте сидит. Возможность же с помощью платья отличать умных от глупых демонстративно поставлена на второе по значимости место: А ещё…


z_20190110_134915

Скажем, так. Интерьеры музея, воссоздающие – в просветительских целях – интерьеры эпох, которым посвящены залы, – они именно что на своем месте. У них есть функция – миссия, призвание – и они именно их и выполняют. Рассказывают, позиционируют, методически неутомимо повторяя главную мысль, добиваются закрепления её в сознании. Чёрное, рыжее и трещины – греческая керамика. Лёгкие орнаменты на белом фоне – Ренессанс. Погребальный полумрак – Египет. На следующем занятии контрольная.


z_20190110_135814

И если это так, то придется признать: произведения искусства, в музее выставленные, увы, не на своем месте. Место килика – на пьянке, на симпозии, и пахнуть ему следует вином.


z_20190110_143640

Место Мадонны – в алтаре. Место египетского саркофага и вовсе там, где никто его видеть не должен. Где мы его видеть не должны. Даже натюрморты и пейзажи в музее лишены главного – хозяина, человека, который именно эту вот картину купил для себя, для своего дома. Нашёл место на стене, отодвинув в сторону, если надо, комод. Объяснял, что там нарисовано, детям, показывая пальцем и отвечая на вопросы. Планировал завещать внукам – и не обязательно как финансовое вложение, но как часть себя, своей жизни, своих представлений о красоте, например. Сам решал, кому из друзей показать, перед кем похвастаться, а от кого из родственников лучше пока спрятать, чтобы не смущались. Там, в доме, были они на своём месте


z_20190110_141139

Вот и в будапештском Музее изобразительных искусств – прекрасном, надо сказать, музее – в этот раз особенно порадовали залы. Пространства. Полы. Своды.
Нет, скульптура работы Леонардо да Винчи – снимаем шляпу. И Брейгель, так и не отданный на выставку в Вену. И Эль Греко. И греческие вазы, пусть и не пахнущие вином.


z_20190110_135216

Но залы… В особенности Романский зал! Только что отреставрированный и открывшийся после семидесятилетнего перерыва, свежий и солидно-взрослый одновременно…
Это надо видеть.


Tags: Музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments