anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Деградация дворика, или Дом наизнанку



Что ж… К тому шло. Если были дворики-само-совершенство, и было то, из чего они выросли, то должно быть на свете и то, во что они в конце концов выродились.




Предчувствия были.  Уже дом на улице Falk Miksa, 4, построенный в 1914 году, демонстрирует начало разрушения классической схемы.
Но здесь – финал. Руины.



Классический, идеальный, гениальный будапештский дворик устроен как? По крайней мере один фасад смотрит на улицу, в центре его – ворота, ведущие во внутренний дворик, и по периметру всего дворика на каждом этаже устроены балконы-галереи. Дворик в таком классическом доме полностью изолирован от улицы, в нем тишина и тень; впрочем, об этом уже много сказано. И о том, что двор – сердце дома, и о том, что он – инструмент формирования социума, и о том, что именно благодаря такой, тщательно разработанной поколением 1880-90-х годов схеме, будапештский дворик кардинально отличается и от условно-итальянского (откуда Марио идет грабить банк), и от условно-питерского (где жить – словно спать в гробу), и от современных микрорайонных псевдо-дворов.




А у этого дома на том месте, где полагалось бы быть воротам, ведущим во двор, – разрез, прорыв, дыра между двумя корпусами.




Без Гугла не разобраться. Дом получился не замкнутым четырехугольником, а буквой П, длинной и узкой. То, что могло бы быть двором, стало парковкой.
Открытой для взгляда, но закрытой воротами, которые, как видно, пришлось потом наращивать металлической сеткой – от злоумышленников.

И там, где быть бы охватывающим двор балконам-галереям, которые, собственно и превращают людей, проживающих по одному адресу в сообщество соседей, – отдельные, редкие, непонятно для какой функции предназначенные (на парковку смотреть? лыжи хранить?) индивидуальные балкончики.
При этом совсем от привычки к галереям архитектор (заказчик?) отказаться не может, и они…





…они устроены вдоль длинных сторон этой П, но – снаружи! Наполовину – вплотную к глухой стене соседнего дома.




Я заходила в левую «ногу» П.  Полоса вдоль крыши слева на этой картинке – навес над галереями, похоже.




Темно? Не видно ничего на фотографии? А люди так живут. Дальше, правда, соседний дом заканчивается, и свет-то на галереи попадает. Но вид с них открывается не на внутренний дворик, а… А чёрти куда.
Впечатление самое печальное. И, главное, не понятно – зачем? Добро бы наблюдались сложности с конфигурацией участка, или места бы не хватало… Но нет же – участок большой, за Малым бульваром, в Ференцвароше, на территории, не столь значимой и не так плотно застроенной, как Белварош или Терезварош…

И не видно: что выиграли оттого, что дом вывернули наизнанку? Двор всё равно пришлось забором закрывать. Галереи – и путь к своей квартире вдоль чужих окон – всё равно остались. Так ради чего?..

Разрушение классической картины мира, вот что это такое. Лишь бы не как в школе учили – вот о чём речь.




Отчасти спасают разве что детали. Детали от вселенского слома парадигмы ускользнули. Убереглись.
Решётки лифта всё равно пока получатся кружевные.




И на полу – розочки.

Lonyai utca, 18
Tags: Коллекция_двориков
Subscribe

Posts from This Journal “Коллекция_двориков” Tag

  • 357. Масоны?

    Всё хорошо с масонами в Будапешт. Это на сайте венгерской масонской ложи нашла очень точное определение архитектуры как творческой…

  • Снова о двориках, а то о чём же?

    Коллекция двориков: 318 Szent Istv á n k ö r ú t 16. Дома с внутренними двориками, имеющими по периметру на…

  • 356. Исчезающий двор

    Этот ещё долго продержался. Исчезать дворы начали в первые же годы ХХ века: открываться улице , выворачиваться наизнанку –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments