anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Кто привел в движение Будапешт

709780_800
Мор Балаж / Balázs Mór (1849–1897)

Статья о Море Балаже «Кто привел в движение столицу» на сайте журнала Budapest начинается с цитаты из указа императора и короля Франца Иосифа от 27 декабря 1867 года:
XVII. t.-c. 1. §. Az ország izraelita lakosai a keresztény lakosokkal minden polgári és politikai jog gyakorlására egyaránt jogosítottaknak nyílváníttatnak. 2. §. Minden ezzel ellenkező törvény, szokás vagy rendelet ezennel megszüntettetik.”
В первом параграфе указа сказано, что еврейские жители страны имеют право на все гражданские и политические права наравне с христианским населением. Второй  отменяет любой закон, постановление или закон об обратном.


56931850_2359972494020941_6147058151536459776_o
1887. Будапешт, Teréz körút. Первый пробный рейс трамвая. (Klösz György felvétele)


Герой сегодняшнего рассказа – один из тех, для кого это новая ситуация стала трамплином для большого профессионального и социального взлета, и кто, в свою очередь, способствовал расцвету Будапешта больше, чем иные императоры.




F___R_____100009-1280x892

„ … bátran mondhatjuk – ő adta meg a szárnyakat; ahol ő a síneit lerakta, a földből bújtak ki a paloták. A közlekedésügy tekintetében Balázs Mór Budapestet tette a continens mintavárosává s valóban rászolgált, hogy a neve hálával legyen följegyezve.”
«…Смело можем сказать, он дал крылья; там, где он проложил рельсы, из земли выросли дворцы. В том, что касается транспорта, Мор Балаж сделал Будапешт образцом европейского города, и действительно заслужил, чтобы имя его было записано с благодарностью».

Памятников Балажу в городе, правда, нет, именем его улицы не названы. Но – его имя носит план развития города: Balázs Mór-terv


BMT_Page_005

Собственно, имя – Kohn Mózes, Моисей Кон (до 1882). Учился в Политехникуме, совершил несколько учебных поездок за границу; видимо, посетил в 1863-м только что открытую подземку Лондона.


plakat1885

В 1885 году в Будапеште устраивали Национальную выставку. Обсуждали, не построить ли новую современную линию городского транспорта от улицы Podmaniczky (в районе Западного вокзала) до улицы Stáczió (сейчас Baross) в Йожефвароше. Имелась в виду конка, конечно.
Балаж, однако, предложил пустить вагоны на паровой тяге, что-то вроде городского паровоза. Такое уже было в нескольких европейских городах, в том числе в венгерском Дебрецене. Частная компания, занимавшаяся в Будапеште общественным транспортом, идею эту не поддержала, и тогда предложение Балажа легло на стол мэрии.


zb10361802efd72b8af1725cceba90c2c_xl

Это был подробный план развития городского железнодорожного транспорта на паровой тяге, подготовленный на немецком и венгерском языках, Budapester Damp-tramway-netz” / „Budapest gőzmozdonyu közúti vaspálya (gőz-tramway) hálózata”. Он предлагал построить линию по набережной Дуная – от здания элеватора (его не существует сейчас; стояло же оно, если я правильно понимаю, в районе нынешнего моста Петёфи) до Академии наук возле Цепного моста; линия эта должна была по мере надобности проходить в тоннеле и соединяться с железной дорогой на улице Podmaniczky.


elevator3

Тут надо сказать, что это было время, когда самым-самым современным и передовым транспортом стал уже не паровоз, а электрический трамвай. Первая в мире городская трамвайная линия была запущена семью годами ранее, 16 мая 1881 года, в прусском Лихтерфельде (теперь часть Берлина).
И Мор Балаж это понимал. По его инициативе в 1883 году состоялось знакомство будапештцев с новым видом городского транспорта, когда немецкая компания привезла в город трамвайные вагоны, показанные на Венской международной электротехнической выставке, покрашенные в зелёный цвет.


Baross_Gábor

Габор Барош, министр общественных работ и транспорта, 1 октября 1887 года дал разрешение, и уже 28 ноября первый пробный трамвай отправился в рейс между Западным вокзалом и улицей Király. Дальше интересно. Кажется, министра заботила не только экономика, но и красота пейзажа: Városképi okokból itt sem használhattak felsővezetéket: a Nagykörútra tökéletesített alsóvezetékes rendszert a szakirodalom sokáig Budapest-rendszerűként jegyezte / По причинам городского вида/пейзажа не могли использовать верхнюю линию проводов: модернизированную вдоль Большого бульвара нижнюю линию проводов в специальной литературе долго еще называли Будапештской системой. Как-то так.


2012-05-23 11.40.56

Пробный рейс прошел успешно, и несколько месяцев спустя Балаж получил разрешение строить настоящую полномасштабную трамвайную линию между улицами Stáczió и Podmaniczky.


BME_GazdasagiMernok

A bejárt forgalmi vonal első gyakorlati kísérlet a villamos-vasutak nagyobb szakaszban való alkalmazásának és e tekintetben Budapest dicséretes példával jár elől a többi európai városnakЗапуск первой линии движения – первый практический опыт электрической железной дороги в большом масштабе, что делает Будапешт достойным похвалы примером для других европейских городов, – писал журнал Gazdasági Mérnök.



First_tram_lines_in_Budapest

30 июля 1889 года началось движение от Университетской площади к площади Orczy (на схеме зелёная линия), а в сентябре пошли трамваи по улице Podmaniczky.


BMT_Page_004

Так началось строительство первой в Европе городской трамвайной сети. Многие иностранные специалисты приезжали тогда в венгерскую столицу, чтобы познакомиться с этой новой революционной транспортной системой.


D__AS20021127011-1280x817

В 1891 году Мор Балаж стал первым директором Будапештской электрической Столичной Железной дороги (Budapesti Villamos Városi Vasút Rt.; BVVV – по-венгерски с тремя V получается красиво). Дальше пишут о деньгах: жалование Балажа составляло 12 000 крон в месяц – много это или мало?
В любом случае, Мор Балаж вверг город в «трамвайную лихорадку». Инженеры предлагали технические усовершенствования, власти ломали голову над безопасностью движения, обыватели привыкали к новым сценам в городском пейзаже. Упоминается вызов на дуэль посредством трамваев, идущих со скоростью 20 км в час…
Собственно техническими вопросами Балаж не ограничивался – он был одним из тех, что как раз тогда, в последние десятилетия XIX века поднимал Будапешт – нет, не железной рукой, и не на дыбы – к благосостоянию и успеху, к «золотому веку», не подозревая, насколько кратким будет этот век. Участвовал в делах городского самоуправления, в делах еврейской общины, в подготовке к празднованию Тысячелетия.

И метро – первое на континенте и второе в мире! – метро придумал Будапешту тоже Мор Балаж. Его построили к началу празднования Тысячелетия. Речь идет тысячелетии прихода венгерских племен в Европу, на берега Думая. Праздновали тогда – небеса содрогались. Едва ли не всё самое лучшее в городе, всё, что приезжают смотреть туристы, построено с прицелом на этот праздник. Весь Будапешт – память о том празднике.



Aki_06
Первый подземный электрический трамвай отправился в сторону парка Варошлигет под проспектом, теперь носящим имя Андраши, в мае 1896 года, а в июне Балаж получил дворянство с титулом Verőczei – от города Verőce в излучине Дуная и гербом, на котором с рыцарским шлемом соседствует колесо с крыльями и молниями и уходящие в тоннель рельсы.



Aki_03

Вполне проницательно он отстаивал идею именно подземного общественного транспорта для растущих городов, считая нью-йоркский вариант с поездами на металлических эстакадах примером отрицательным.

Он видел метрополитен именно как сеть линий – и не его вина, что линии впоследствии прошли не теми путями, какие предлагал он.


В начале 1897 года Балаж получил инфаркт. На лечение отправился в Германию. По дороге в Мангейм ему стало плохо, пришлось сойти с поезда, остановиться в местной гостинице. Телеграммой вызвал жену. Она успела приехать – он умер через два дня, 1 августа 1897 года. В городе Ремаген на Рейне. Ему было сорок восемь лет. Осталось четверо детей, которым предстоит увидеть Первую мировую, Вторую мировую…


Kamermayer_Károly_1873

В том же году, на два месяца раньше, умер Карой Камермайер, первый мэр объединенного Будапешта, бывший мэром с 1873 – и по 1896 год.


13

1897-й – это год «после праздника».
Первый год после празднования Тысячелетия.


22


Инф и фото:
http://www.budapestfolyoirat.hu/2018/03/657-aki-mozgasba-hozta-a-fovarost
http://keptar.oszk.hu/html/kepoldal/index.phtml?id=33729
https://www.szeretlekmagyarorszag.hu/tudjatok-mi-volt-az-az-elevator-budapesten/
http://budapestcity.org/11-egyeb/eltunt/Elevator-haz/index-hu.htm
http://egykor.hu/budapest-ix--kerulet/elevator-a-duna-parton/391
https://ujbuda.hu/ujbuda/130-eves-a-budapesti-villamos-vasuti-kozlekedes-0
https://www.lokal.hu/2017-11-130-eves-a-budapesti-villamos/
https://szerelmembudapest.blog.hu/2012/05/24/az_elso_villamos_2
http://www.wikiwand.com/hu/Budapest_villamosvonal-h%C3%A1l%C3%B3zata
http://www.fszek.hu/sirkert/album/Zsid%C3%B3%20temet%C5%91k/Bp.,%20X.%20KOZMA%20U.%206.%20NEOL%C3%93G%20ZSID%C3%93%20TEMET%C5%90/04.%20Bal%20oldali%20mauz%C3%B3leumok,%20fals%C3%ADrboltok/004%20Ver%C5%91czei%20Bal%C3%A1zs%20M%C3%B3r/index.html#25.jpg
https://www.facebook.com/emlekezz.budapest/
http://indafoto.hu/multidaru/image/14755047-b1036180
Tags: Австро-Венгрия, Люди_империи, Метро, Трамвай
Subscribe

Posts from This Journal “Люди_империи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments