anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Двор номер двести

z_20190517_104558_vHDR_On

Двор номер двести просто обязан был быть краше прочих, предыдущих, уже увиденных, рассмотренных. И Будапешт не подвел.


z_20190517_104918_vHDR_On

Двор номер двести оказался элегантным, нарядным, кокетливым. Мало того, что над дверями витраж, так ещё и стены у лестницы голубой кафельной плиткой выложены, и синие стекла витража отражаются в них, вперемешку с открытыми по случаю майского солнца оконными рамами.


z_20190517_104616_vHDR_On

Стекла в окнах – жёлтые, рифленые, полупрозрачные. Рамы – жёлто-охристые, цвета тёмной перезревшей груши.


z_20190517_104632_vHDR_On

Во дворе – арки на столбах, забывших слово «капитель», зато украшенные белыми лепными кружевами, вызвавшими из памяти слово «подзор» и заодно бабушкину кровать с этим самым подзором и торчком стоящими двумя подушками: симметрично, под углом друг к другу, как открытые створки окон, под белыми тюлевыми накидками. В окне над дверями здесь, слева от арки – как такая тюлевая занавеска, с цветами.


z_20190517_104716_vHDR_On

Над окнами во дворе номер двести – жёлтые опять же… накидочки? Термины просятся не архитектурные, а рукодельные; что-то про вышивку, про скатёрки-салфеточки.


z_20190517_104706_vHDR_On

Красоты дворика дому хватило бы с избытком, но этого мало, и вся красота ещё и отражается в голубом кафеле стен.


z_20190517_105055_vHDR_On

Но мало того: в голубом кафеле отражаются ещё и кованые перила (о них – особый разговор!), а сами плитки внезапно вставками с красными цветками о четырёх лепестках. Вот такими:

z_20190517_105012_vHDR_On


z_20190517_104930_vHDR_On

И, как всегда в Будапеште – потому-то всем и хорошо в этом городе, и уютно – дом похож на сад. Это всё же довольно своеобразная имперская столица: совсем без имперской воинственности. Это в Вене на каждом шагу бронзовые полководцы на конях, это в Петербурге греко-римская воинственность, здесь же – сплошная радость земледельца. Постоянный мотив, от портиков солидных домов на проспекте Андраши и до галерей во внутреннем дворике Ференцвароша, от ваз в вестибюле Оперы до обрамления дверей базилики святого Иштвана, всюду – виноград и яблоки, подсолнухи и снопы, гуси (у которых ПЕЧЕНЬ!) и рога изобилия, петухи и свинки, и снова цветы и яблоки… Если здание – не Опера и не жильё, а банк – тогда пчёлы.


z_20190517_104751_vHDR_On

Чем не колосья в поле? Живописца, создавшего бы полотно-архетип масштаба шишкинской «Ржи» в Венгрии, вроде бы нет. Может быть, потому что не надо? Нет надобности ставить картинку на обложку «Родной речи», выглянул в окно в столице – и вот: «поле-е-е, венгерское по-о-о-ле…».


z_20190517_104808_vHDR_On

Это уже перила лестницы; те, что отражаются, удваиваясь, в голубом, как небо, кафеле стены. И снова что-то растёт, произрастает, расцветает, колосится и плодоносит.
 

z_20190517_104940_vHDR_On

На полу… На полу тоже то ли цветы, то ли фрукты.


z_20190517_104905_vHDR_On

Ну, про то, что в таких дворах белья сушиться над головой не будет, что соседки не станут перекрикиваться из окна в окно, что телевизор орать не будет… Это само собой. Об этом я уже не раз тут говорила. И не раз убеждалась, проскользнув за почтальоном в незнакомый двор: осыпавшаяся полвека тому назад штукатурка – может быть, следы от пуль – вполне, печальные утраты – сколько угодно. Но всё равно: тишина, достоинство, такт.


z_20190517_104738_vHDR_On

«Мой дом – моя крепость», говорить? Нехитрое это дело, когда дом – «мой». Сложнее, когда он «наш». «Мы» бывают разные. Но каждый будапештский дом с внутренним двором – наглядный обнадёживающий пример: жизнь в сообществе – возможна. Ну вот сколько в этом доме народу живет? И все как-то договариваются между собой, как-то присутствие друг друга учитывают… Денег не всегда хватает, это да. Вон, с изнанки галереи штукатурка осыпается, увы.


z_20190517_105147_vHDR_On

Зато лестница!


z_20190517_104543_vHDR_On

Зато витраж!


z_20190517_105122_vHDR_On

А это выход на улицу. Подъезд, то есть…

Двор номер двести – правильный двор оказался. Настоящий будапештский. Это он здесь, в моём журнале, номер двести – двухсотый не просто увиденный, а увиденный, сфотографированный, в реестре будапештских двориков учтенный, в журнале по тегу «Коллекция двориков» и на Дзене опубликованный. А сколько их таких ещё в Будапеште… И не сосчитать!

Ráday utca, 26
 
Tags: Коллекция_двориков
Subscribe

Posts from This Journal “Коллекция_двориков” Tag

  • 270. Стимпанк будапештский

    В книге, которая уже вот-вот почти, этому дому посвящён отдельный раздел. Но – его внешнему виду, красноречивому, как Кассандра. Внутри он…

  • 269. Неловкий двор

    Да и дом странный. С налётом готики – ну, Хенрик Шмал, а это, кажется, его работа, успел приучить Будапешт к этакой сказочной, немецкой,…

  • 268. Полюбоваться

    В доме на соседней улице сделали ремонт. Фасадом дом выходит на шумный перекрёсток с троллейбусами, двор пока стоит в старом виде, но лестница!…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments