anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Про архитектуру и отсутствие слов

В разговоре о Дунайском фонтане и площади Кальвина была задета тема современной архитектуры в старом городе.
А поставлю-ка я давний пост из нашего с Максимом журнала kniga-bukv.livejournal . Он не про Будапешт, а про Лондон, но – про важное.

Оригинал взят у kniga_bukv в Мэрия Лондона

В наших книгах, и даже журналах, и даже по искусству, совсем ничего не пишут про здание мэрии Лондона работы Нормана Фостера.

Теперь, кажется, мы понимаем почему.

City Hall, London, UK, 1998–2002  >


И мы не написали – ни после первого визита в Лондон, когда увидели ее впервые, ни после второго, когда обследовали не только снаружи, но и изнутри. Все никак было не подступиться – слов не находилось.

Тут не то что слова – глаза разбегаются >

Видно, в том-то и дело, что невозможность описания построек Нормана Фостера – проблема всего нашего, извините за выражение, искусствоведческого дискурса, а не личного неумения. По-русски прекрасно описывается архитектура изящная, элегантная и гармоничная. Еще легче – роскошная и пышная, как дворцы Растрелли, или многоцветная, как Василий Блаженный.

Даже футуристическую архитектуру описать и проанализировать можно. Но как только дело доходит до архитектуры, в которой главное – рациональность идеи, продуманность функции, разумность организации пространства, слова отказываются работать: они приспособлены для описания совсем другого пространства и другой архитектурной логики.
Не этой.

Мэрия снаружи: то ли приземлившееся НЛО, то ли ангар для космолета >

Про лондонскую мэрию никак не скажешь, что гармонична, как гармоничны церкви Каргополя или флорентийские палаццо. Скорее – парадоксальна: здание в форме яйца, до половины, причем с наклоном, всаженного в землю и сбоку чуть ступенчатого – будто начали шинковать на салат с огурцами, да отвлеклись.

На одной из верхних ступенек – смотровая площадка с видом на фостеровский же Огурец >


Мэрия не торжественная, не солидная, не импозантная. И не потрясающая, как собор св. Петра в Риме – для потрясения, захватывания духа и прочих аффектов в Лондоне имеется св. Павел. Не проверили пока, подавляют ли манхэттенские небоскребы, но мэрия не подавляет, потому что не громоздкая.

Мэрия внутри: видны ступени лестницы и столы чиновников >


Насчет изукрашенности, декорирования, полихромии и пышности – это вообще не к Лондону. Ничем мэрия не украшена, не раскрашена, не «оформлена». Ни портиков, ни аттиков, ни знамен, ни статуй, ни колонн на фасаде.
Да у нее и фасада нет.

Мэрия снаружи: не цилиндр, не шар, не бочка >

Мэрию понимаешь, когда видишь, как она устроена и как работает. «Машина для жилья»? Тогда уж не машина, а компьютер: мэрия – саморегулирующийся аппарат, сам себе охлаждающий воздух, сам себе греющий воду.

Ее форма – это внешняя оболочка работающего устройства. И рассматривать ее надо в одном ряду с дизайном самолета или мобильника, а не с фасадами Букингемского дворца или петербургского Адмиралтейства.

Отражения – вот что использует Фостер вместо башенок >


Мэрия наклонена и повернута к солнцу таким боком, чтобы температура внутри получалась оптимальная для функционирования ее содержимого
(а мы предупреждали, что подходящих слов нет!)

Мэрия: разрез. Слева – лестница. О ней ниже >


Сити Холл обходится без кондиционеров, не расходует топлива на обогрев, не требует охлаждения. Ее стеклянность и ее не имеющая словесного названия форма (не цилиндр, не шар, не бочка) – результат решения именно этой задачи. Здание мэрия не должно потреблять богатства города в виде воды и электричества, поскольку сама мэрия – инструмент для создания благополучия города.

Восемь – это номер этажа. Слева – пальма. Она появится еще раз в последнем кадре >


Внутри здания мэрии вдоль его выпуклой стороны располагается лестница. Она а) спиралевидная, б) наклонная, в) изогнутая по дуге, г) с прозрачными стенами. Кто сумеет описать ее менее корявой фразой – милости просим.

Лестница >


При этом внизу лестница описывает окружность, но чем выше этаж, тем более она приближается к эллипсу, становится – нету других слов, нету! –
все эллипсатее и эллипсатее.

Это не адронный коллайдер >

Лифт там, естественно, тоже есть. Мы поднялись на лифте – был выходной день, и по этому поводу все желающие могли посетить мэрию, посмотреть, как устроено рабочее пространство лондонских чиновников и послушать в записи речи начальников и политиков, выступавших в мэрии на прошлой неделе.

Головокружение >

В том буклете, откуда мы взяли схему мэрии в разрезе, подробно и с гордостью рассказывается про ее экологичность Но о том, что потрясает человека российского – ни слова.
А дело в том, что вся мэрия – прозрачная!

И наружные стены, и половина внутренних стен кабинетов – стеклянные >


Каждый чиновник виден всем коллегам и всем посетителям. Архитектор исходил из того, что работа градоначальника и его штата – дело, не требующее скрытности и «конфиденциальности». Fair play, а не «темные делишки». Технология, которую чего скрывать-то?

Вот – сидит работает в воскресенье. За неделю не успел, бедняга >


И что самое удивительное, градоначальник с архитектором согласился!

А судя по тому, как освоено пространство мэрии ее сотрудниками, эстетика Фостера и им близка и понятна. Никому не приходит в голову закрыть стеклянную перегородку шкафом, никто не вешает на желтую стену календарей с собачками.



Всех украшений – ажурная тень пальмы за матовым стеклом.

Фото: Максим Гурбатов
Tags: Англия, Тексты_о_городах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments