Так на то у нас есть Геллерт!
«Святой Геллерт», если верить официальному наименованию: Szt. Gellért Gyógyfürdő és Uszoda.
Там вода и солнце, солнце и вода. Красоты ар-нуво, керамические мозаики и статуи во внутренних пространствах не помещаются, выплескиваются наружу. Статуи в Геллерте смешные, от совершенства далекие – примерно настолько, насколько далеки от совершенства тела купальщиков, наши тела.
Этакая гармония искусства и жизни, гармония равновесия, гармония компромисса, в которой нет места холодному чертёжному идеалу.
Ну и посудачить, обсудить здесь лучше получается тела не живые, в бассейне распластавшиеся, а каменные.
Мне, например, всегда на память приходят статуи в Двенадцати коллегиях, в Университете на Васильевском острове.
Может, сейчас там не так (хотя с чего бы?), но мне помнится, что расставленные по длиннющим коридорам Коллегий статуи великих древних наводили только на одну мысль: а не купила ли их по дешёвке администрация Университета у соседей, в Императорской академии художеств? На скульптурном отделении, после просмотра? Ну, те, что хороших оценок не заслужили, то есть первых номеров не получили. Рисунками-то неудачными печку топить можно (холодно в Академии, знаю), а статую куда?
«В хозяйстве пригодится» – отвечает Геллерт и расставляет над бассейнами слегка кривобоких нимф и малоизящных амуров.
Отталкивание от идеала, от правильного порядка, от ордунга, в Будапеште и так-то заметно на каждом шагу, но в купальне – сам бог велел. И симметрия не симметричная, и прямые не параллельные, и там трещина, и тут что-то слегка поломалось, но ведь слегка?
Ровно настолько, чтобы неидеальному человеку – и неидеальному человечеству – соответствовать.
Неидеальное человечество согласно кивает, распределяет неидеальные телеса в немодных купальниках среди струй воды и счастливо закрывает глаза.
Блаженство!