anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Как стать венгерским дворянином, будучи норвежским плотником

z6d4a4fd31fbdeba6138dbcd3f183676d_1
Гильбранд Грегерсен / Gudbrand Gregersen de Saág (1824–1910)

Жил да был в Шведском королевстве молодой человек, плотник. Норвежец (Норвегия тогда принадлежала Швеции) по имени Гильбранд (или Гидбранд) Грегерсен.
Плотник – профессия добропорядочная и уважаемая, но кто в Норвегии не плотник? И в двадцать с небольшим лет Гильбранд едет в Европу. Конкретно – в Мюнхен.


zbp100-a-nagykc591rc3baton-p1590336-gregersenek1

По дороге, перед прибытием в Вену, случилась неприятность – обворовали норвежца в Европе, увы. Остался без багажа, почти без одежды, без вещей. В столицу империи являться не при полном параде счёл неприличным, повернул в земли венгерские.

Amikor Budára tévedt, nálunk éppen forradalom volt – Когда он прибыл в Буду, у нас как раз революция была (это про 1848 год).
Он – молодой ведь – в революцию, естественно, ввязался. Правда, не столько стрелял, сколько строил – пишут, за полтора дня построил понтонный мост через Дунай в Пакше (это ниже по течению, чем Будапешт, Дунай там должен быть шире). Потом (скрываясь от австрийских репрессий?) жил в Италии, где тоже работал в мостостроении. Но с 1850-х он – снова в Венгрии.


А тут разгар строительства!


z1846_Pest_Vác_megnyitó

Во-первых, железные дороги.
Уже в 1846 году пошли первые поезда между Пештом и городом Вац. Дальше эта дорога должна была идти от Пешта на север, в Пожонь (теперь Братислава) и на восток, в Дебрецен.
Работы много. Толковые мастера нужны. А норвежец оказался толковый. Как станет очевидно позднее, он участвовал практически во всех работах в стране, связанных со строительством мостов или прокладкой железных дорог.

Во-вторых, железные дороги, появившись, подтолкнули развитие всех прочих отраслей промышленности. Страна – не первая в Европе, да – но определённо выходила на путь капитализма, экономического и технического прогресса.

С 1867 по 1873 г. в стране возникло 138 новых акционерных обществ.
Одно из таких новых предприятий – как раз строительная компания братьев (да, братья тоже в Венгрию переехали) Грегерсенов. Причём Грегерсены, похоже, были одними из первых. Они начинали тогда, когда успеха ещё никто не гарантировал, и будапештский полдень в предрассветных сумерках даже не угадывался.
Их первая крупная самостоятельная работа – мост через реку Тиса в Солноке.


zszolnok-tisza-hid-

Красавец? Это 1857 год. Длина 500 метров. Крупнейший железнодорожный мост в стране. И это, вспомним, через десять лет после появления плотника Грегерсена в Венгрии. Трудности иммиграции, говорите? Конфликты межкультурной коммуникации? Работать надо…


z05-_MG_1574-1000px
Один из домов в Будапеште, для которых компания Грегерсена выполняла строительные работы

Понятно, что без трудностей и даже бед не обходилось. Грегерсен построил в пештском Ференцвароше завод по производству пиломатериалов, со столярными мастерскими. Разорился. Начал снова. Его склады дважды, в 1870 и 1875, полностью сгорали. Упрямый норвежец каждый раз начинал всё сначала.


495px-Population_of_Budapest
График роста населения Будапешта

Между тем город (с 1873 г. единый город, Будапешт) рос, как никогда прежде.
Нужны были дома, нужны были дороги, тоннели и мосты. Компания работала, создавая ту базу, которая позволит за следующие два-три десятилетия возвести прекраснейшие здания Будапешта, знаменитые, впечатляющие. Здание венгерского Парламента известно всем, имя его архитектора – многим; то же касается зданий базилики святого Иштвана, Оперы, Королевского дворца, церкви Матьяша… Это – цветы, выросшие на будапештской почве во времена «прекрасной эпохи». Но почву подготовили, фундамент заложили как раз такие плотники, инженеры, предприниматели.


z09_20-30_as_evek_2

И ещё. Оказывается это его, Грегерсена, компания изготовила десятки тысяч «торцов», то есть деревянных кубиков для мощения проспекта Андраши. Фрагмент можно будет снова увидеть перед входом в Оперу, как только там закончится ремонт (ни малейших опасений, что оперные торцы после ремонта пропадут, у меня нет; могу пари заключить).


j
Торцы. Это правда, не у Оперы, а в Йожефвароше. (Что такое торцы и зачем они). 


z35_7e401f7f32ff1150f22bb43c4a8a95b1_wm

Ha az osztrák vasutasok nem lopják el egy fiatal norvég poggyászát, ma teljesen máshogy nézne ki az Országház, a Keleti és a Nyugati pályaudvar, a Mátyás-templom, Szeged belvárosa, valamint Magyarország számos hídja és középülete. Если бы австрийские железнодорожники не украли багаж молодого норвежца, сегодня совершенно иначе выглядел бы Парламент, Восточный и Западный вокзалы, церковь Матьяша, центр Сегеда, как и множество мостов и общественных зданий Венгрии.


z86634
Вот, например, – мост Елизаветы в Комароме, спроектированный  Гильбрандом Грегерсеном.

Венгерский автор выше упомянул, что без Грегерсена иным был бы центр Сегеда. Это вот о чём речь: в марте 1879 года река Тиса поднявшись, затопила весь город. Погибли полторы сотни жителей. Пять с половиной тысячи домов были разрушены. Без крова остались шестьдесят тысяч человек.


zFlood_in_Szeged_(1879)_06

Грегерсен стал одним из тех, кто восстанавливал город на свои средства, не просто дав денег, но организовав работы, наняв людей, обеспечив транспорт.


gregersen-csalc3a1d-1888_

Ещё в молодости он женился на венгерской барышне, дочке мясника Алоизе. Норвежец и венгерка дома разговаривали по-немецки, дети (а их у пары родилось 19), говорили и по-венгерски тоже.

Франц Иосиф возвел Гильбранда Грегерсена в дворянское звание.
Он был magyar nemes és norvég paraszt – венгерский дворянин и норвежский крестьянин. В Норвегию он неоднократно ездил, когда страна в 1905 году стала независимой, отделившись от Швеции, его принимал норвежский король Хокон VII; разговаривал с ним Грегерсен, пишут, на своём деревенском диалекте.



z13-_MG_1627-1000px-1-1

В 1875 году, к пятидесятилетию, он построил большой семейный дом на улице Lónyay рядом со своей фабрикой. Это двухэтажное здание в стиле неоренессанс, украшенное фресками Кароя Лотца, на 20-30 лет опережало свое время: ванные комнаты, туалеты. Комфорт!


z18-_MG_1676-1000px

С фотографий этого дома и началось знакомство с биографией Грегерсена. Я увидела их на сайте дизайнера Daniel Barcza, а он был на экскурсии по Ференцварошу, узнал  Грегерсене, рассказал о нём и –


04-_MG_1556-1000px

…в конце экскурсии, к моему большому удивлению, я узнал, что один из экскурсантов, пастор из Сомбатхея Дьёрдь Грегерсен-Лабошша, был на самом деле живым пра-пра-пра-внуком Гудбранда.


z14-_MG_1640-1000px

Гильбранд Грегерсен мирно скончался на Рождество 1910 года, 86-летним, как потом император и король Франц Иосиф. Компания функционировала и после его смерти (шли работы по модернизации морского порта Константинополя), и работала бы дольше, если б не Первая мировая война. Окончательно закончилась история компании Грегерсена в Венгрии при Ракоши, в 1951-м, когда единственная оставшаяся дочь и внук были выселены из их дома.

*
Не то, чтобы я там специально задумывала, но в поисках ответа на главный туристический вопрос по поводу великолепной архитектуры Будапешта «Откуда деньги?!», я выхожу на биографии очень разных людей.
Уже шла речь об архитекторе Миклоше Ибле, родившемся в Секешфехерваре, о пештском еврее Море (Моисее) Балаже, которому город обязан первой на континенте линией метро и трамвайной сетью, о Хенрике Хагенмахере, швейцарском мельнике, построившем два дома-близнеца на Большом бульваре, о швейцарском же инженере Абрахаме Ганце, основавшем крупнейшее металлургическое и машиностроительное предприятие Венгрии – Ganz Works.
Теперь вот норвежский плотник, стало быть.


Фото и инф:
https://www.kozterkep.hu/11304/gregersen_gudbrand_budapest_gulacsy_horvath_zsolt_2004.html
https://index.hu/tudomany/tortenelem/2017/04/02/a_norveg_acs_aki_uj_hazat_valasztott/
https://elismondom.wordpress.com/2016/04/18/budapest-100-foszereplo-a-nagykorut/gregersen-csalad-1888_/
https://elismondom.files.wordpress.com/2016/04/bp100-a-nagykc591rc3baton-p1590336-gregersenek1.jpg
https://hu.wikipedia.org/wiki/Gregersen_Guilbrand
http://danielbarcza.co.uk/blog/2018/01/02/discovering-gregersen/
https://uve.livejournal.com/170554.html



Прекрасное дополнение от bergberg
Я почитала немного про Грегерсена. Он был плотник, но не простой. Сумел получить образование, стажировался на строительстве Королевского дворца в Осло, параллельно беря частные уроки математики и геометрии. Был слушателем чертежной школы. Продолжил обучение профессии в Копенгагене, о чем имел официальное свидетельство. И там же, в Копенгагене, посещал занятия в художественной школе, посещая занятия по моделированию и рисунку.
В общем, достаточно образованный плотник для своего времени.

Tags: Австро-Венгрия, Люди_империи
Subscribe

Posts from This Journal “Люди_империи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments