
В Эгере две эпохи. Шестнадцатый век, героическая борьба против наступающий и многократно превосходящих турок, «Что пьёте, венгры? – Бычью кровь пьём!», Иштван Добо, женщины Эгера, звёзды Эгера, крепость, пушки. Минарет.

И восемнадцатый.

Епископ, строящий университет с башней для астрономических наблюдений. Иосиф II, «шляпный король», и граф Эстерхази, он же глава церкви Венгрии. Барочная, пряничная церковь миноритов, домики, домики, домики.

Я больше доверяю восемнадцатому веку.

Всё, что касается той героической обороны – действительно, без скидок, героической – неизбежно отдаёт духом гранитным, пафосным, военно-патриотическим; вот-вот грянет хор Советской Армии.

Сейчас начнётся рассказ...
Женщины Эгера, говорите? «Ты спустилась в глубь земли и слабой рукой пытаешься пробить стену, на которую тщетно бросается с воплями сотня тысяч вооруженных диких зверей».

(Но, как часто здесь бывает: шмяк возвышенный пафос об землю! Льют кипяток на головы турок женщины Эгера, льют кипящую смолу… – представляем вашему вниманию дизайнерский держатель для душа «Эгерские женщины»).
Однако шуточка про душ – в интернете, а крепость – здесь, настоящая.

Эгер XVIII века – это Эгер Эстерхази.
Карой Эстерхази, граф и епископ, человек с фамилией, почти синонимичной понятию «Венгерское королевство» (да, одному из Эстерхази Наполеон предлагал стать королем Венгрии) построил здесь, на окраине страны университет, и не его вина, что получился лишь лицей.

Говорят, Иосиф II, у которого с венграми с самого начала не задалось, будучи в гостях у Кароя Эстерхази в Эгере, позволил себе язвительно заметить, что обеды, мол, тут подают далёкие от евангельской бедности. И на следующий день был приглашён к столу более чем скромному, с глиняными тарелками и деревянными ложками. «Как это понимать?!» Да так и понимать, что вчера императора угощал со всем радушием блистательный граф Эстерхази, а сегодня – всего лишь скромный епископ Эгерский.

Прочитала я об этом в книге гениального Петера Эстерхази. Кароя Эстерхази здесь вспоминают с уважением; вот и площадь перед собором – его имени.

А в миноритской церкви обнаружился у бокового алтаря портрет еще одного Эстерхази. Граф Янош Эстерхази был единственным, кто проголосовал против, когда в 1942 году парламент Словакии высказался за депортацию евреев. Вот так и ХХ века немного…



Но больше всего – век восемнадцатый, для Венгрии спокойный, под крылышком Марии Терезии уютный. Домики, лавочки, остановившееся время.

И да, в финале – эгерские вина в Долине прекрасных дам.
В Эгер хорошо большой компанией ездить – чтобы и по дороге не скучно было, и за столом. Это не очень близко к Будапешту – часа два езды получится. Зато – целая экспедиция, погружение в две эпохи, и вино потом домой путешественники везут и бутылками, и канистрами.
Эгерская бычья кровь.