?

Log in

No account? Create an account
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Next Entry
Ветреный день
герань на окне
anna_bpguide
z_20190808_094555

Что ж, пусть будет «Ветреный день». Дому-то всё равно, конечно. Он как стоял девяносто лет на ближайшей к базилике св. Иштвана улице, так и стоит. В любую погоду. Но мне удалась зайти в него в августовский ветреный день, когда солнце – августовское, медовое – то и дело заслоняли набегающие с Будайских гор, из-за Дуная, облака.
Это «Коллекция двориков», однако как раз с двором в случае этого дома с двориком непросто. Участок архитекторам (Jónás Dávid és Zsigmond) достался треугольный. И если делать дворик как положено, со всех сторон закрытый корпусами дома, то оказался бы он крохотный, маленький и тёмный. И архитекторы сделали так. Со стороны проспекта базилики, то есть со стороны проспекта Байчи-Жилински (тогда Vilmos császár út, проспект императора Вильгельма) построили корпус высокий и строгий, с шестиколонным портиком большого ордера через три этажа.


rajz_szinhazi_elet_1928.38._115_epulo_berhazrol рис.

Вот такой.
Со второй, дальней от нас стороны, тоже сделали высокий корпус.


z_20190808_095644

А со стороны улицы Révay середину дома вырезали. Получился двор, в одну сторону целиком открытый.


xv_17_d_329_29220_1_4_19_iii_emelet

Вот так. По нижнему краю листа – Vilmos császár út, проспект. «Наш» дом – справа. Слева – дом, который проектировали тогда же и те же архитекторы. Там свои хитрости, но речь пока не о нём.
Чертеж показывает план 3 этажа.



z_20190808_095351_1

А я смотрю, пожалуй, сто второго. И с лестницы, практически от дверей квартир, вижу фасад дома, стоящего напротив, на той стороне улицы.


z_20190808_095215

Лестница.


z_20190808_095939

И галерей (круговых балконов, гангов) в доме по той же причине тоже нет.
Кроме того… Дата постройки дома – 1929 год. Нет уже Австро-Венгрии, не строится больше классических домов с галереями, нет предпраздничного настроения. Межвоенное время, какие уж тут настроения.


avia dá

Строилось тогда в Будапеште такое. А такое проектировалось. Шло разрушение эстетики (или этики?) предыдущей эпохи.
Это видно по городу… Сначала-то, конечно, всё внимание забирают на себя имперские дома-тортики, дома-шкатулочки, где всё самое красивое спрятано внутрь: не для чужих, для себя. Такие. И кажется, что весь город – такой, шоколадно-марципановый, в розочках-бантиках, витражах и завитушках. Кондитерская архитектура, карамельное зодчество.



z_20190808_095153

А потом на боковой улице разглядываешь изнанку.
Это, кстати, тоже вид не со двора, а из окна лестницы. То есть вариант не будапештский (из окна, изнутри, нагнувшись и высунувшись, а не с балкона-галереи, где идёшь свободно и спокойно). И не питерский (из окна, из дома, почти от дверей квартиры, то есть с территории закрытой, собственной, а не снизу, не из общего двора, не с уровня земли).
И самое главное.
Империя уже погибла, страна уже разрушена, идея (и практика) доходного дома с парадным фасадом и уютных двориком уже отринута, но…



z_20190808_095818

Но детали останутся те же: розочки-цветочки-завитушки.


z_20190808_095436

Снаружи, конечно, уже 1929 год. Венгрия называет себя монархией, но короля нет. Страной управляет адмирал без флота, экономику лихорадит, а о том, что ждёт впереди, жителям дома лучше не знать.


z_20190808_095601

Но лестница в доме – как в старые времена. Она сделана с мыслью о том, что красота человеку – нужна. И не только парадоксальная красота модернизма, но и простая человеческая, природная, с гармонизирующей мир симметрией и упорядочивающим пространство ритмом.


z_20190808_095714

Хотя бы дома.


z_20190808_095304

Снаружи уже не очень-то уютно. Даже во дворе. А будапештский правильный двор – это наивозможное в городское среде и в людском обществе приближение к раю. Даже во дворе неуютно.


z_20190808_095447

Но внутри ещё можно жить.


z_20190808_095649

И неожиданное. Санки. Деревянные санки, с деревянными полозьями и вырезанной подписью владельца: Артур Шаму, на лестнице третьего этажа будапештского дома, в августе.


z_20190808_095513

Потрясла головой, в недоумении сфотографировала, пошла вниз. Без двух минут 10, а в 10.00 встреча с туристами. Они в том же доме поселились, только в другом подъезде.


z_20190808_095914

Пора.

Révay utca 4 / Bajcsy-Zsilinszky út 15



+

Untitled-1


Untitled-8

PS
Подборка старых записей в данном случае - как раз об этом: не непрекрасной эпохе, об архитектуре межвоенной Венгрии.

Featured Posts from This Journal

  • Ар-деко, непрекрасная эпоха

    На редкость все же «мимо» название стиля. Хуже, чем « готика». Какая тут, к черту, декоративность. Декорациями,…

  • Двор в Уйлипотвароше: Венгрия межвоенная

    Тринадцатый район Будапешта, Уйлипотварош, (Пешт, вдоль Дуная от Большого бульвара и дальше на север), имеет свою физиономию, столь же…

  • Деградация дворика, или Дом наизнанку

    Что ж… К тому шло. Если были дворики-само-совершенство, и было то, из чего они выросли, то должно быть на свете и то, во что они в конце…

  • Соседний район

    Йожефварош, район по соседству, я пока чувствую и понимаю не так, как родной уже Эржебетварош с Еврейским кварталом. У соседей – всё…

  • О боже…

    Здание слева, « Anker-ház », это тот самый дом на площади Ференца Деака, по которому так удобно ориентироваться в центре…

  • Планов громадье

    Вообще-то после Трианона Венгрии должно было быть не до соперничества с мировыми столицами на архитектурном поприще. И в реальности (реальность…

  • Межвременье

    Странное, смутное, невнятное и нелогичное в архитектурной физиономии Будапешта – строения начала ХХ века и особенно межвоенного периода.…



  • 1
Ужасно жалко утраченного. Я понимаю, что это необратимый исторический процесс, что это произошло во всем мире, но вот того Серебряного века иррационоально жалко.

У меня тут картина складывается чуть иная. Не уверена, что со мной согласятся все, но для Будапешта по моему мнению "Золотой век" - вторая половина 19 века, с 1867 до 1896. Затем спад. В архитектуре - очевидные (не всегда это спад качества, скорее уход в декаданс). В поэзии, возможно, как раз расцвет, но основанный на остром чувстве как раз спада, кризиса, боли.
Так что мне не столько Серебряный век жалко, сколько людей, которым он достался для жизни...

Слои времени.

Да, и это тоже.

  • 1