?

Log in

No account? Create an account
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Flag Next Entry
Археология пештского дома
герань на окне
anna_bpguide
будапешт_20190930_092957_vHDR_On

Ещё один дом в ожидании ремонта. Предупреждая неизбежные вопросы, замечу: этот город строила для себя страна, в три раза большая, и в своё лучшее время. А ремонтировать нужно наличными силами, и сейчас. Но это к слову. Жить в неотремонтированном доме неприятно, а разглядывать-то как раз одно удовольствие.


будапешт_20190930_092830_vHDR_On

Вот: видно, что первоначально это был свод. Была арка. Потом почему-то подсунули балку (как?). Заштукатурили. Хотя там такой слой, что правильнее сказать, наверное, забетонировали.


будапешт_20190930_092845_vHDR_On

Лестница, как водится, красного камня.


будапешт_20190930_092800_vHDR_On

При виде таких циклопических стен приходится напоминать себе, что это просто городской жилой дом. Впрочем, на этой фотографии, кажется, не очень понятен масштаб.


будапешт_20190930_092748_vHDR_On

Так нагляднее?


будапешт_20190930_093049_vHDR_On

Лестница. Эшеровская геометрия.


будапешт_20190930_093120_vHDR_On


Перила – деревянные, что редкость. Обычно – или литьё или ковка; и какие!


будапешт_20190930_092859_vHDR_On

А вот деревянную балюстраду вижу едва ли не впервые.


будапешт_20190930_092910_vHDR_On

Быт. Лестничная площадка. Свет падает слева, как у Вермеера: там выход на галерею, окружающую двор. Там сидела в кресле дама, курила. Я не стала выходить. Дворик у этого дома… грустный, скажем так. Справа будет дверь в квартиру.


будапешт_20190930_093027_vHDR_On

А это как раз результат попытки ремонта. Верхний этаж , похоже надстроили, вместив этот балкон в пространство над лестницей. Сам-то дом, судя по всему – середины XIX века, и такие широкие окна в нём никак не должны быть. А вот поди ж ты. При этом в маленьком тройном окошке ниже, непонятного назначения, у столбов – нечто вроде капителей. Что ж, назовём это всё частичной реконструкцией по индивидуальному проекту на основе пожеланий заказчика.


будапешт_20190930_092945_vHDR_On

Király utca 55

Posts from This Journal by “Коллекция_двориков” Tag

  • Будайский замок, Господская улица

    Жизнь в Средневековье. Ну, не совсем, конечно. Здешние дома – это уже XVII век. За Средневековьем нужно идти в подвалы, а туда нас никто…

  • Подглядываю

    Дверь-то закрыта, естественно. Но можно заглянуть в дырочку, в «глазок». Окошком это не назвать, оно с ладошку размером. Во дворике…

  • Кружева

    Ну да, кружева, что тут скажешь Причём не плоские, а трёхмерные: лепестки выгибаются, разворачиваются… Я тут надолго…



  • 1
А всё равно невозможная красотища.

Это было удивление второго года жизни здесь... Всяческие признаки разрухи, неубранности, разрушения в Северодвинске вызывали ощущение глухой безнадёжности, в Москве - раздражали и бесили (именно московское слово!), здесь же чувствую лишь некоторое сожаление. Грусть. Спокойное принятие следов времени: да, старое, да поломавшееся. Но не безнадёжность, не раздражение... В чём дело? В климате? В изначально заложенном в этих домах запасе красоты?

Д.С. Лихачёв, понмнится, говорил, что надо сохранять старые здания в старых городах, если только есть такая возможность, даже если эти знания не имеют какой-то большой исторической ценности. Потому что все вместе они создают ансамбль, они смотрятся гармонично и формируют облик города в конкретном районе или даже в целом. Видимо, в Будапеште есть вот этот сформированный облик, есть ощущение того, что всё старинное, ну а старинное и ветшать может. Так что ветшание - это тоже одна из граней старины, историчности. Ну и потом в Венгрии, как я поняла, всё-таки как-то ремонтируют такие дома. У нас же ветшающее здание - это знак безнадёги, а ещё признак того, что на это место вскоре может явиться мерзавец-застройщик (боже, как я теперь понимаю Булгакова с его ненавистью к застройщикам, с его литературной расправой над Алоизием Могарычем!) Так себе ощущение.

Вот-вот.
"Поставлено - пусть стоит".
"В хозяйстве пригодится".

И это невольно переносится на людей: и человека "не снесут", "не ликвидируют".
Особенно, когда постепенно обнаруживаешь, что где-то тут поблизости продолжают жить Эстерхази, Сечени, Баттяни и даже Габсбурги.

А ведь действительно - такое важно для самоощущения. Так создаётся традиция. Так ощущаются корни.

монументальные стены в подъездах

  • 1