Top.Mail.Ru
? ?
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Flag Next Entry
Капром – архитектурный стиль 1991–2008 годов на постсоветском пространстве
герань на окне
anna_bpguide

lяjWM1SB98iCRrpCVE0rSZg

А что, по-моему, здорово. Мне все эти сооружения тоже активно не нравятся, но «не нравится» – это не научный термин, так же как не научны высказывания «безвкусица», «ужас и мерзость» и «стрёмно» (см. каменты). Полностью здесь.


я98y0qR9qPVvsnGOn_5Dy8w

10 тезисов капиталистического романтизма

Авторы: Александр Семенов, Гавриил Малышев, Даниил Веретенников

1) Архитектура капиталистического романтизма значима в историческом плане. Она признак и свидетель своего времени. Капиталистический романтизм необходимо сохранять.

2) Капиталистический романтизм — важное архитектурное явление. В своей нелюбви к канонам, академизму и модернизму оно доводит постмодернизм до логического конца. Не должно быть таких правил, которые нельзя нарушать.

Все — ложь. Если ты верен каким-то вечным архитектурным принципам, ты не только заблуждаешься, но и упорствуешь в ошибке. Капром знаменует конец постмодернизма.

3) Любые течения, направления, стили приходят к декоративизму. Это действительно и для постмодернизма. Капиталистический романтизм доводит декоративизм постмодернизма до метадекоративизма.

4) Лучший комплимент для архитектуры капиталистического романтизма — «какая же ты стремная!» Главный принцип по-пелевински многозначен: чем хуже, тем лучше. Разумеется, «хуже» с модернистской точки зрения.

5) Капиталистический романтизм наглядно доказывает, что любая идея может быть реализована. Это самое толерантное явление в архитектуре.

6) Постсоветское пространство — логово и источник вдохновения позднего постмодернизма. После развала СССР страны бывшего социалистического лагеря широко открыли двери отступающему постмодернизму. Капиталистический романтизм значим в мировом масштабе.

7) Капром — это народная архитектура. Заказчиком, а значит и основным вдохновителем, становится простой человек — не Проектный институт, не Госплан, не партия, а частное лицо, со своими взглядами на то, что такое красиво. В этом проявляется демократичность периода 1990-х — начала 2000-х.

8) Если советский постмодернизм — это подпольная борьба с маломерностью соцреализма, его интеллектуальной бедностью и неспособностью к самоиронии, то капиталистический романтизм — это результат победы постмодернизма и трансформации его из диссидентского учения в правящую идеологию. После 1991 года на вооружении постмодернизма стоит уже не только художественный аргумент, но и политико-экономический.

9) Эпоха капиталистического романтизма — полноправный эволюционный этап развития российской архитектуры. Завершившись, он оставил после себя неосмысленное наследие, которое продолжает оказывать влияние на творчество современных архитекторов. Эмоциональная сдержанность, унификация выразительных средств в сочетании с как минимум семантической тягой к контекстуализму, возвышение роли материала над формой — признаки, характерные для архитектуры нынешнего десятилетия и столь несвойственные капрому, — свидетельство того, что маятник качнулся в обратную сторону: романтическим эпохам эволюционного пути архитектуры всегда следовала пора отката.

10) Поскольку феномен капиталистического романтизма имеет ярко выраженный социально-экономический генезис, то и окончанием его эпохи можно считать событие не архитектурное, но экономическое. Конец капрома — всемирный финансовый кризис 2008 года. Именно это событие поставило под вопрос непотопляемость машины рыночного капитализма, до сих пор снабжавшей капром идеологическим топливом. Пала вера в освободительную силу капитализма.




  • 1
"Пала вера в освободительную силу капитализма".
И что настало, что восстало, чего ждать?

Ответов нет, а если у кого есть, то верить им не стоит.

совершенно волшебный термин
капромантизм копрфагия копрофилия

гений придумал

копрология и жывотноводство!

Мне понравилась израильская фенечка: каждому покупателю лота под самозастройку в подарок архитектурные курсы. Не в том смысле, что из него там архитектора сделают, а просто расскажут про архитектуру достаточно, чтобы он мог внятно излагать свои пожелания архитектору, которому будет заказывать проект, или мог сам для себя грамотно сформулировать критерии выбора готового проекта. Прививка от "капиталистического романтизма".

А вот это действительно круто.

У меня дома есть архитектор... очень любит про стили рассуждать. Вот кому это будет интересно. Никогда не слышала от него про Капиталистический романтизм. Сейчас выясним.:)

Сейчас Александр, Даниил и Гавриил изучают капиталистический романтизм (в основном на петербургских и областных примерах), написали для него тезисы, готовят путеводитель и собираются бороться за сохранение памятников капрома, многие из которых входят в список 75 диссонирующих объектов города.

Термин новенький, с иголочки)))

Re: Сейчас

Если бы этим памятникам ещё что-то грозило!
Всё же в этом фиглярстве есть нечто отвратительное. В первую очередь, наверное, попытка шутовски заболтать действительно важную проблему сохранности подлинных памятников архитектуры и культуры. "А давайте ради прикола будем бороться за говно!" Ну, хи-хи, но эти хиханьки выглядели бы приличнее, если бы с остальными памятниками дела обстояли прекрасно.
Во-вторых, это принципиальное игнорирование категории вкуса. Очень по-постмодернистски, ага. До сих пор бездарные архитекторы дежурно ссылались на Эйфелеву башню, которую-де не любили, а потом полюбили. Но этот аргумент со временем по разным причинам потускнел. Но вот теперь у них появилось целое теоретическое обоснование и даже специальный термин (пусть и издевательский - не у всех архитекторов есть чувство юмора). "Моня, зачем ты им подсказываешь ответы?"

Давайте начнем с 2).
Что есть вкус?

Re: Сейчас

Отражение субъективного восприятия искусства.
Плохо не то, что теоретики "капрома" вкус не объективизируют (и слава Богу, не хватало ещё, чтобы наоборот!). А то, что они вообще выносят его за скобки.
Как бы с их точки зрения архитектура вообще не может быть плохой. Для научных исследований это, наверное, нормальный подход, но когда начинаются практические действия, вроде борьбы за сохранность, эта точка зрения уже становится помехой.

Отражение субъективного восприятия искусства.

Восприятия - кем?
Отражение - в чем?
Критерий истинности, возможность проверки - ?

Re: Сейчас

Разумеется, таких критериев нет!

Re: Сейчас

(Восприятие - людьми, отражение - в их сознании. Но это к делу касательства не имеет)

Нет, это имеет касательство самое решительное.
Я-то как раз принципиально не считаю "вкус" научной категорией. Это не термин, и как мы видим, дать ему внятное определение не получается (Восприятие - людьми какими? оно у разных людей разное; отражение - в их сознании, чьем? каким образом? что считать отражением, что нет?).
Именно отсутствие критериев и не позволяет оперировать категорией вкуса. Это исключительно историческая категория, как эфиры или гуморы, как флогистон и пр. Кантовское определение, что вкус есть «способность судить о прекрасном» имеет смысл только на уровне философии: да, у человека такая способность есть.
Но вот прилагать к конкретным явлениям искусства этот термин непродуктивно, а уж к явлениям текущего времени, когда никто особо умный про произведение ничего особо умного пока не сказал, - это всё то же самое, что говорить "мне не нравится".
Это мнение. Не понимание.

Re: Сейчас

Я не понимаю, чему Вы возражаете. Я не утверждал ни один из тезисов, которые Вы оспариваете; более того, я СОГЛАСЕН с Вашей точкой зрения.
Я тоже НЕ считаю вкус научной категорией. Мне казалось, из моих реплик выше это вполне следовало.
Моя претензия к исследователям "капрома" - не в том, что они считают так же, а в том, что они вообще абстрагируются от того, что в сознании людей (субъективном, да!) архитектура бывает хорошей и плохой. Я конечно же не считаю, что они должны включать в свою научную картину категорию "вкуса" - не должны, но неправильно и делать вид (тем более в как бы просветительской статье), что этой категории вообще не существует в пространстве взаимоотношений человека с окружающей реальностью.

"Мне все эти сооружения тоже активно не нравятся, но «не нравится» – это не научный термин"
Ну и так рассуждения из статьи по ссылке ненаучны - скорее, это пародия на искусствоведческие рассуждения.
Нет такой плохой архитектуры, которую нельзя было бы концептуализировать (хотя бы так лениво, как здесь). Только зачем?

Edited at 2019-10-17 07:44 am (UTC)

Понять.
Для начала понять, почему мы ее оцениваем как плохую.


Да в том-то и дело, что не столько понять (да и нет в статье попыток разобраться, почему мы её не любим - в основном там про то, почему архитекторы строили именно так), сколько полюбить. "Полюбить капром, говорят авторы термина, означает отказаться от ксенофобии". То есть именно что "возлюби говно". Может, и нормальный такой дзен, но, повторю, когда кругом гибнет множество достойной архитектуры призывы к копрофилии выглядят сильно некрасиво,

Про "гибнет" - это просто другая тема. Печальнейшая.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3112376312137213&set=pcb.3112377275470450&type=3&theater
Зато вот. Только что восстановлен шпиль на православной церкви Будапешта. В войну погиб. Восстанавливала Венгрия. Мои налоги, значит ))).

Да, это здорово. Так же, как и свежие новоделы (но очень качественные!) в Будайском замке.
А на площади Кошута у вас там вообще чудеса творятся: отстроили половину здания по старому проекту, который не был воплощён в реальности. Такие прецеденты сейчас вообще редкость, ибо считаются ортодоксальной критикой грехом тяжелее новодела (в смысле восстановления с нуля чего-то реально бывшего).

Да, причем в проекте было нечто, указывающее на "новое"; окна там имели квадратное обрамление. Но строят в итоге - по изначальному проекту, "Навстречу празднованию Тысячелетия!", вперед в 1896-й!

Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, — учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твёрдая истина — что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине.
(Вильгельм Баскервильский, в "Имени розы" У.Эко)

  • 1