anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

И побольше, побольше!

будапешт_20191025_094052_vHDR_On

А вот так! Ну-ка, мечи стаканы на стол и прочую посуду. Ионические капители – сюда! Раскрепованный во всю силушку фронтон – а как же? И всего побольше, побольше!


будапешт_20191025_094328_vHDR_On

Здание это напоминает мне, во-первых, накрытый праздничный стол разбогатевшего австро-венгерского плотника. Или мельника. Когда и барашек жареный, и печёнка гусиная, и дыня с арбузом, и бланманже, и ананасы, и эти, как их, анчоусы. Потому что наконец-то можно себе позволить и семью порадовать, а поколения дедов-прадедов, которые этого себе позволить не могли, строго запрещают от богатства-изобилия нос воротить.


будапешт_20191025_094258_vHDR_On

Ешь знай, не гневи Бога.


4bcc580e8d3157419abc58e505d8e852via

А во-вторых, на память обязательно приходит микеланджеловский Давид. У него ведь тоже – и глаза больше, чем нужно, и нос больше, и губы. Плотников с мельниками за тем столом я не видела, а Давида, было дело, рисовала. И всё пыталась понять: ну как так – каждая деталь больше, одновременно всё – больше, будто взрывом распирает изнутри. Так и тут.


будапешт_20191025_094223_vHDR_On

Уж если колонны – так чтоб не обнять. Уж если капители – так как перезревшие груши.


будапешт_20191025_094237_vHDR_On

Фронтон – не фронтон, а фронтонище! Модульоны – вах какие модульоны! А фигуры на скатах фронтона (кстати, опять привет Микеланджело)? Они тоже настолько большие, что на фронтоне им тесно. Как глазам Давида на его же, Давида, лице.


будапешт_20191025_094150_vHDR_On

Просто Древний Египет какой-то.


будапешт_20191025_090140_vHDR_On

Да что Египет? Тут при желании и Ангкор-Ват опознать несложно.
Ну, а что? Может же быть на том столе что-нибудь заморско-экзотическое. Осьминог. Маракуйя. Суп черепаший.



Uj_Tözsde_épület_-_1914.tif

Tőzsdepalotа. Тёждепалота. Здание Фондовой биржи. Так оно выглядело, когда деревья были маленькими.


Alpár_Ignác_c_1905 Gavriil_Baranovsky_1892

Архитектор Игнац Альпар, построивший его в 1902-05 гг., работал вполне в русле общеевропейских тенденций. Гавриил Васильевич Барановский как раз в те годы, 1902-08, издал семь томов «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века».


Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том VI. Части сооружений. Барановский Г.В. 1904_Page_146

будапешт_20191025_094111_vHDR_On

Можно искать точки пересечения.


Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том VI. Части сооружений. Барановский Г.В. 1904_Page_053

будапешт_20191025_094400_vHDR_On

Точных совпадений, возможно, и нет.


Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том VI. Части сооружений. Барановский Г.В. 1904_Page_084

будапешт_20191025_090043_vHDR_On

Но желание объять необъятное, перепробовать и так, и вот так, и вот эдак, собрать на одном столе (пардон, на одном фасаде) всё, что было создано, придумало, взращено и сделано за всю историю человечества – это желание двигало многими архитекторами на рубеже XIX-ХХ веков. А уж если те же мечты обуревали и заказчиков… А если мечтам и желаниям соответствовали возможности…
Вот оно. Получите.
Tags: Австро-Венгрия
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments