anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Дворец?

12113392_498540363653524_8325252155713362790_o

Будапештские проспекты и бульвары  застроены дворцами. Это правда.
Но настоящие дворцы прячутся на маленьких боковых улочках.

Alexander Frankfurt прислал ссылку на серию фотографий, сделанную им в Будапеште четыре года назад. Чем и вдохновил на рассказ об одном из зданий. С его разрешения (и предложения) публикую эти снимки, тем более, что…
Тем более что, те дома, которыми застроен парадный проспект Андраши и Большой бульвар, суть именно дома. Не дворцы. Доходные дома, где жили люди разной степени состоятельности (этаж сенатор занимал, этаж – путейский генерал и так далее), но жили совместно, и домом (и двором) пользовались сообща.


12095235_498541043653456_5409184766743824794_o

Дворцы же – именно дворцы, предназначенные для одной семьи и служащие этой семье парадным портретом и визитной карточкой – в Будапеште не так заметны. Всё-таки время аристократии заканчивалось, начиналось (даже в Венгрии) время буржуазии. И архитектура, самое честное, самое социальное из искусств, не могла этого процесса не отразить.


034a_nagykep via

Один из таких дворцов – Wenckheim-palota, дворец Венкхайма.

яWenckheim_Frigyes

Хозяин, gróf Wenckheim Frigyes, граф Фридьеш Венкхайм, – представитель весьма богатого семейства; то, что в Венгрии называлось магнат.
Графское достоинство заслужили предки (родом из Тюрингии) храбростью в битвах с турками.
Жена (она же двоюродная сестра; дело обычное) – „ország leggazdagabb árváját”, «самая богатая сирота страны», единственная дочка графа Антала Венкхайма Йожефа Венкхайм. Того, кто стал прототипом «Венгерского набоба» Мора Йокаи. Любовь 67-летнего богача к 22-летней барышне – та самая история.

Сам граф Фридьеш Венкхайм, как я понимаю, тоже человек вполне приличный; политик линии Деака, каковая мне куда симпатичнее линии Кошута, например. Заказывал проекты Миклошу Иблу и давал возможность реализовывать (например, такое; жаль, далеко от столицы) – уже за это спасибо.

A_gróf_Wenckheim_család_címere Герб графов Wenckheim.


яPorträt_Arthur_Meinig_von_Franz_Würbel,_um_1883



Архитектор Meinig Artúr, Артур Майниг из Саксонии, в 30 лет перебравшийся в Венгрию, – «любимый архитектор аристократии», строивший дворцы для людей с фамилиями Csekonics, Radvánszky, Gerliczy, Hunyady. Про каждую семью – страница в Википедии.

unnamed   via

Строили здание с 1887 по 1889 год. Это вообще было время бурного пештского строительства. Таблички у домов по проспекту Андраши тоже сплошь с такими же датами: 1880-е. Однако территория сразу за Музейным бульваром, называемая «кварталом дворцов» или «магнатским кварталом», была к 1880-м уже в целом застроена. Остался узкий треугольный участок, который, однако, ни графа, ни архитектора (интересно, они по-немецки между собой разговаривали?) не напугал.


Untitled-1


Участок действительно непростой. Здание, как корабль, вплывает в площадь, тогда ещё не имевшую имени, а теперь называющуюся Szabó Ervin tér.
Нос этого корабля – главный фасад.


11222922_498540983653462_5369518616395350802_o

Фасад получился несколько неожиданный, состоящий по большей части из внушительной цилиндрической башни, выполняющей функции главного входа.  Её прорезают аж трое ворот снизу, а сверху она увенчана формой, которую хочется описывать в терминах не архитектурных, а портновских: колпак? чалма? шляпа? тюрбан?

я82668

Хочется назвать её апсидой. Только апсида в церковном здании а) противоположна фасаду и б) является элементом очевидно «горним», а не «дольним», где ноги вытирают перед входом в дом. Будто архитектор взял христианский храм, да вывернул наизнанку, как носок. И стала апсида – сенями.


10014766_498540556986838_9097685066969179008_o

Есть в истории архитектуры аналоги? Хорошо ли, естественно ли? Считать ли это решение удачей архитектора?
Вспомнить ли, что главный собор Венгрии, Эстергомская базилика, и вовсе обходится без апсиды?
А с другой стороны, как раз эта башня-апсида и свидетельствует о том, что перед нами не многоквартирный доходный дом, а дворец на одну семью. Одну, но сильно важную: не пешком входить будут, а на карете приезжать.


12138329_498542870319940_1460093358284719866_o

И, конечно, двор – совсем не такой двор, как те, что составляют суть, отличительную особенность и культурное достояние – так! – Будапешта.
Здесь ещё не поставлена та задача, которую те дворы решают. Это не доходный дом, где по определению живут разные люди. Двор с галереями вдоль стен насильственно, но мягко, незаметно, но эффективно устанавливает правила, по которым разные люди начинают в этом доме жить. Да что жить! Туристы, когда удаётся завести их в правильный будапештский дворик (двери-то заперты обычно, но иногда…), так вот туристы волей-неволей понижают голос, притихают, отодвигаются к стене, понимая, что шуметь или как-то слишком явно обозначать своё присутствие в таком дворике – не стоит. Не рекомендуется. Очень убедительно, хоть и безмолвно, – не рекомендуется.


12022541_498542943653266_1298489239684280466_o

А это дворец, принадлежащий одной семье. И дисциплинировать здесь никого. Требовать соблюдения порядка средствами архитектуры – не от кого.
И балконы-галереи, по которым жители идут к своим квартирам, уже поэтому не нужны. Не говоря уж о том, что и практически, с точки зрения организации быта и жизни семьи, – не нужны. Это же не множественная структура (сообщество квартиросъёмщиков-арендаторов; соседей), а унитарная (семья).


12094789_498542766986617_5829706686402839513_o

Вот и стеклянным потолком такой двор перекрывается очень естественно. Он не двор – он по сути ещё одно помещение в здании. Не общественное пространство в том смысле и в той степени, как двор доходного дома.



10256705_498542626986631_4246998905686772442_o

Сейчас в здании библиотека, и в это дворик может войти любой желающий.
Там странные ощущения…
Зал? Но окна смотрят в этот зал именно такие, какие бывают на фасадах, с карнизами и фронтонами.
Двор? Но помещение живёт как часть здания, часть учреждения, а не улицы. В глубине читальные залы, за дверью – кафе. И народ явно не посторонний, всё больше студенты.
То есть здание, задуманное как «более дом», чем доходные дома на бульваре, как дом одной семьи, сейчас – принципиально общественное, mindenkié (всехнее, пользуясь хорошим венгерским словом), пространство.


38

Студенты там теперь – дома.
А кто ещё пока не студенты, те на картинке в детской книжке Эрики Бартош дворец разглядят.


12068953_498543100319917_1840491633298824755_o

Кажется, как раз размещение в этом здании библиотеки и снято противоречие, заложенное в этом здании.
Он с одной стороны, – дварэц-дварэц, с гербом, шишаком-тюрбаном и въездом для карет, не говоря уж о барочных завитушках декора. А с другой – стоит ведь, сжав плечи, угнездившись между двумя улицами, как кошка между стеной и шкафом, подобрав лапки – ни балконов, ни крылечек, ни эркеров. Потому и выступает вперёд эта башня-апсида, что нормальный дворец как будто какой-то великан взял в ладони и сплющил, вот башня-то и выдавилась, как зубная паста из тюбика.
И дом – не дом, и дворец – не дворец.


12068644_498541203653440_6801782723019652837_o

Так что и в этом смысле хорошо, что он теперь библиотека.


Фото:  Alexander Frankfurt
Tags: Австро-Венгрия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments