Вольная культурология
Предыдущее:
Как мы читаем картину?
Чем Будапешт похож на Петербург и почему оба города «невыразимо печальны»?
Какая может быть культурология без разговора о древней Греции? Никакая.
«Да будет каждый греком на свой собственный лад! Но пусть он им будет» – это еще Гете требовал от человечества.
В этот раз говорили о вечном присутствии античной Греции в окружающем мире.
О вспышках интереса к этой маленькой стране, регулярно сотрясающих европейскую картину мира.
Потревожили тень Иоганна Иоахима Винкельмана, чья формула «благородная простота и спокойное величие» для нескольких поколений зрителей оказалась обязательным и единственным модусом восприятия античности.
Вспоминали добрым словом Томаса Брюса, 7-го графа Эльджина. Это тот разбойник с большой археологической дороги, известный грабитель древних памятников,
организатор систематического грабежа Акрополя, похитивший одну из кариатид, которую,
по его приказу, грубо выломали из шедевра древнегреческой архитектуры…
На акварели Эдварда Додуэлла, написанной в 1830 году, на месте одной из кариатид Эрехтейона – столб.
Сама кариатида – в Лондоне
Сейчас легко ругать лорда Эльджина: на дуэль не вызовет, в суд не потащит.
Первым проклял его еще Байрон:
Но кто же, кто к святилищу Афины
Последним руку жадную простер?
Кто расхищал бесценные руины,
Как самый злой и самый низкий вор?
Пусть Англия, стыдясь, опустит взор!
Ну а не простер бы он свою руку? Парфенон, разрушенный после бомбардировки 1687 года,
никем не считался шедевром.
Местные жители Винкельмана не читали, старых богов не почитали и, не обремененные знаниями об истории искусства,
выламывали камни из руин Акрополя для собственных нужд.
Турецкие власти смотрели на это с понятным равнодушием.
И самые образованные европейцы, в отличие от самого необразованного нынешнего подростка,
о художественном его совершенстве, о его чистой математической логике
(«поэма цифр, выраженная в мраморе» – А. Боннар),
о его торжественном фризе, о его статуях, о его пропорциях
не имели ни малейшего представления.
В сознании Европы Акрополь не существовал – до того самого дня, как лорд Элдьжин привез в Лондон скульптуры фронтона,
фриз и кариатиду из портика Эрехтейона.
Подробнее здесь.
