anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Кронпринц, министр и двор – 2

яszabade_n_1884_078_baross_g_nagykep

Дом из прошлого поста «Коллекции двориков» стоит на площади Baross tér. Да и сам отель называется Baross.
А Baross, Барош, – это вам не кто-нибудь!
Это Габор Янош Юстин Барош, «железный министр».
«Железный» впрочем, не в маргарет-тэтчеровском смысле.
Считается он, ни много, ни мало, основателем современной венгерской торговли и транспорта.


deli02_01 via

Он не «железный», а «железнодорожный» министр. Только «железный», vasminiszter, звучит солиднее.
Ő ültette vonatra az országot «Он посадил страну на поезд». Именно так.


яBaross_Gábor_plaque_(Gyula_Baross_u_2)

Это при нём за четыре года в начале 1870-х протяженность железных дорог в стране выросла в 3 раза.
Его, похоже, можно считать человеком, реализовавшем идеи графа Сечени о том, что экономическая самостоятельность важнее политической независимости, в ту эпоху, когда это стало возможным.
А значит, он – один из тех людей, к которым стоит приглядеться в поисках ответа на главный будапештский вопрос «Откуда деньги?».



Baross-Gábor

Год рождения – 1848-й, самый разгар революции. Рождение двойной Австро-Венгерской империи он встречает, стало быть, двадцатилетним.
Отец – окружной судья. Учился в бенедиктинской гимназии и в университете в Пеште (в том, что был основан ещё в 1635 г. в нынешней Трнаве, при Марии Терезии перебрался в Буду, а при сыне её – в Пешт). Чиновник, член Парламента.
Премьер-министр Кальман Тиса заметил молодое дарование и отправил в учебную поездку по Западной Европе. Весь 1871 год Барош, двадцатитрёхлетний, путешествовал по Германии, Франции и Бельгии, изучал административные суды и политические отношения.



Baross_Gáborн

А через двенадцать лет, с 1883 года, Барош – уже министр.
В 33 года, неплохо.
Был министром транспорта, потом министром общественных работ и транспорта, а затем с 1889 и до смерти в 1892 министром торговли.
Был активен, авторитетен, требователен. Подчинённые за ним не поспевали. Позволял себе повышать голос. Использовал в общении с коллегами, как деликатно выражается Википедия, brutális stílus. Может, «железный» он всё же и в этом смысле?
Про железные дороги Венгрии времён его деятельности можно процитировать специалиста:
Общая протяжённость железных дорог, немногим превышавшая 2,2 тыс. км. в 1867 г., к 1890 г. выросла в пять раз (в пять раз! – А.Ч.), а затем до 1913 г. ещё удвоилась, составив в целом 22 тыс. км. По насыщенности территории страны железными дорогами Венгрия опередила Италию и сравнялась с Австрией; по соответствующему показателю на душу населения Венгрия уступала только Франции.
Кроме того, венгерская железная дорога превосходно  функционировала. На почтовом дилижансе из Вены в Буду можно  было добраться примерно за тридцать часов, тогда как «Восточный экспресс» доставлял пассажиров из одной столицы в другую менее чем за пять часов.
Ласло Контлер. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы, 2002


Baross_Gábor

Среди прочего: учредил газету, основал Почтово-сберегательный банк (это то самое фантастическое здание с зелёной крышей), ввёл новый железнодорожный пассажирский тариф (и венгр судьбу благословил), учредил бесплатное питание для наиболее бедных студентов в средней школе Тренчина, открыл в 1890 году первую телефонную линию между Будапештом и Веной.
Железнодорожный тариф получался какой-то уж очень выгодный. При превышении длины пути свыше 220 км стоимость проезда не увеличивалась, что реально стимулировало активность населения: уж если ехать по стране в поезде, то как можно дальше! Как он сам говорил, чтобы дама из Брашова за шляпкой в Будапешт ездила.
В итоге за год, как пишут, число ж/д пассажиров выросло на семь миллионов человек.

Сам же Барош главным делом своей жизни считал реализацию мечты Иштвана Сечени –
строительство обводного канала вокруг Железных Ворот, того места, где Дунай оказывается зажат между горами, и ширина его уменьшается до 150 метров, препятствуя какому-то бы ни было судоходству. Умер он в 1892 г., не дожив до праздника Тысячелетия обретения Родины.



я1892_Oldal_179_b_nagykep
Похороны Габора Бароша, 1892.

Понятно, что главный памятник Барошу – сама продолжающая функционировать система железнодорожного транспорта (с каналом сложнее).  Кроме того, его имя только в Будапеште носят 13 улиц и площадей. Одна из них – та, на которой стоит дом с отелем его же имени.


1903

Дом – слева. В центре – Восточный вокзал, достойный не менее подробного разговора, чем Западный.


яBaross_Gábor_szobor_fortepan_82613

А перед фасадом – памятник ему, «Железному министру», Габору Барошу.

Слева, за пределами кадра, и будет тот дом, где находится теперь отель, носящий имя Бароша. Отель, в котором в феврале поселились прекрасные мои туристы из «Москвы, которой нет». Отель, дворик которого был тщательно осмотрен в прошлом посте.


я_20200227_095101_vHDR_On

Оглядимся.



Baross_tér_15.,_1957_Budapest_-_Fortepan_102775

Дом этот выглядит примерно так.


1958

Сдвоенные колонки с романскими капителями, острые шипцы, новомодные для 1907 года квадратные окна с закруглёнными углами.
«Примерно так» – потому что и в реальности, и на фотографиях там какая-то бестолковщина с нижним этажом.  Нагромождения вывесок, разномастные витрины. Дверь в пятиэтажное немаленькое здание выглядит как щель, как служебный вход. Поверху – корона короной. А внизу лабазы.



1951

Впрочем, всё это уже послевоенные фотографии. Возможно, в прежние времена и нижний этаж выглядел респектабельнее. Должен был выглядеть.


500w_09082101479

На первом этаже до Первой мировой войны находилось там кафе «Венгрия», принадлежавшее Липоту Ковачу, то есть Kovács Lipót Magyarország kávéház. Вполне себе заведение.Типичные венские стулья; любили в будапештских кофейнях такие. Люстры с претензией на стильность. Зеркала.


Kovács Lipót Magyarország kávéháza

Фотография интерьера кафе сделана в 1910 году. Отпечатана как почтовая карточка.


VF_22783_1

Телефон, однако, уже четырёхзначный…
Сейчас там ничего похожего.


z_20200229_093858_vHDR_On

А на тротуаре, перед дверями, имя Рудольфа Габсбурга, наследника Австро-Венгерского престола.
Оказалось, тут находилось, да и находится, основанное в 1875 году Общество кронпринца Рудольфа (Rudolf Segélyegyesület – Общество помощи им. Рудольфа?) Иногда пишут так: Vasúti Alkalmazottak Rudolf Segélyegyesület – Общество милосердия сотрудников железных дорог им. Рудольфа. И тут, стало быть, железные дороги.

Эмблему Общества, как и имя принца, запросто можно и не заметить. Мало ли какой мусор нам на асфальте. Место, опять же, не самое респектабельно нынче. Привокзальный район.

Но во времена Рудольфа и Бароша вокзалы были ещё полны романтики и восторга. Помните: «Запрещается ученицам младших и особенно старших классов появляться на вокзале в дневное или вечернее время, но особенно в часы, когда проходит дизель…»?

Это сюда, на Восточный вокзал, приходил знаменитый Orient expressz, курсировавший с 1883 года между Парижем и Константинополем.


fortepan_79171 via

Даже на фотографии 1961 года ещё чувствуется праздничное воодушевление…


я_20200227_100039_vHDR_On

Стало быть, на площади у Восточного железнодорожного вокзала напротив памятника «железному министру» стоит отель его имени, а в здании отеля работает Общество милосердия сотрудников железных – опять же! – дорог, носящий имя кронпринца Рудольфа Габсбурга.


яP_20200225_095555_vHDR_On

Бронзовый его бюст так же незаметен, как и эмблема на асфальте. Он стоит на первом этаже, в углу возле лестницы, за лифтом, в тени. Туристы, как правило, проходят мимо. Вид у кронпринца невесёлый.

Министр переживёт кронпринца на три года.
Один умрёт в 44 года, в разгар работы, на пике деятельности, на взлёте карьеры – нечаянно и неожиданно, простудившись во время инстекторской поездки к Железным воротам.
Второй тоже успеет сделать немало, но императором так и не станет, застрелившись в 30 лет, и оставив империю без преемника. На языке крутится слово «дезертирство».

Интересно, встречались ли они в жизни?


PS
Хотела ещё добавить, что именем кронпринца названа самая северная точка России, адрес которой: Архангельская обл., Земля Франца Иосифа, остров Рудольфа, и что именно на Восточный вокзал, стоящий на площади имени «железного министра» Бароша  приехала я в 2011 году поездом, по железной дороге, прожив перед этим половину жизни в Архангельской области…
Но решила, что это уже, пожалуй, лишнее.
Tags: Люди_империи
Subscribe

Posts from This Journal “Люди_империи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments