anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Хильд. Классицист. Эпиграф к будущему

яHild_József

Архитектор Йожеф Хильд умер весной 1867 года, 6 марта. А 15 марта, через неделю и два дня был заключён договор, превращающий Австрийскую империю в дуалистическую Австро-Венгерскую.
Вся его профессиональная деятельность прошла, таким образом, в империи Австрийской. И все сохранившиеся в Будапеште и Венгрии его постройки (а их немало) соответствуют вкусам, взглядам, технологиям того времени, когда ничто ещё не предвещало бурного расцвета второй половины столетия, Будапешт не только не был имперской столицей, но и не существовал как единый город, а страна была вполне провинциальной не только по юридическому статусу, но и по характеру жизни.
Так что Хильд – это эпиграф.
Хильд – предисловие к великолепному Будапешту. Хильд – то, что следующим поколениям нужно будет продолжить и, продолжая, преодолеть.


1280px-Bajna_castle
Bajna. Sándor-Metternich kastély, 1834


Потомственный строитель. Отец, Янош Хильд, руководил строительством сооружения, известного в Венгрии как Újépület, «Новое здание», и разрабатывал, по получению палатина Иосифа, план Пешта.
Сам Йожеф Хильд именно на строительстве Újépület’а, видимо, получил первый профессиональный опыт. Учился в Вене, работал на семейство Эстерхази.  Путешествие по Италии – обязательно!
Количество его архитектурных проектов за полвека деятельности исчисляется сотнями, а историки говорят, что их было ок. 900, и по большей части – реализованных.

Хильд – классицист.
Тут вряд ли возможны были бы варианты.

Если считать точкой отсчёта венецианца Палладио, задавшего эталон стиля в вилле «Ротонда», то к временам Хильда классицизм как господствующее направление архитектуры насчитывал уже два века с лишним. С точки зрения современников, он и воспринимался не как стиль, не как преходящая мода (до идеи «Каждому времени – своё искусство» ещё далеко), а как универсальный, единственно правильный художественный язык. Как норма, корни которой уходят в греческую античность, а крона застилает небо, поскольку никакого иного стиля, направления, никакой новой линии в искусстве нет и быть не может. По закону Винкельмана: «Один только путь и есть в искусстве для того, кто хочет стать великим и, по возможности, неподражаемым: путь этот – подражание древним».



яunnamed
Пешт, Gross-ház, 1824

Древние, правда, не строили трёхэтажных домов с потолками в четыре метра высотой, а те древние, которые греки, не знали и арки. Так что «подражание» – это не копирование «один к одному», а вычленение того, что в данный момент кажется у тех древних самым важным. В этом, кстати, объяснение долгой жизни классицизма: греки с римлянами наработали столько, что хватило всем – от Палладио в шестнадцатом веке до Ивана Фомина в двадцатом.


яbudapest-v-kerulet-lloyd-palota-a

Пешт, Lloyd-palota, 1824

Это здание не сохранилось.


я82026

Здесь понятно, где оно находилось – да, прямо за спиной Ференца Деака, где сейчас послевоенная коробка Софителя.

Широкий фронтон, шестиколонный ионический портик. Подражание древним, как и было предписано.
Вопрос выбора художественного направления, таким образом, перед архитектором не стоял. У него были другие проблемы.

В самом начале 19 века был предложен план развития Пешта, включающий общую схему города до Большого бульвара, основные дороги, а также идею будущего парка Варошлигет. Кем предложен? Отцом Йожефа Хильда, Яношем Хильдом. Палатин Иосиф представил проект в Вену, получил одобрение, а в 1880 году для реализации плана была создана Комиссия по благоустройству, Szépítő Bizottság.
И по всему выходило, что гигантская эта работа ждёт Хильда-младшего.

Но вмешались два обстоятельства.



яszenateripiac

Весной 1838 года Пешт пережил одно из самых катастрофических наводнений в своей истории.

«И вот уже дома начали валиться и разрушаться. Их треск, обвал, взлетающие облака воды, страшные вопли, плач, крик являли жуткую картину разрушения».
Не вдаваясь в подробности, скажем, что наводнение, с одной стороны, стимулировало строительство – жить-то где-то надо! А с другой, заставили пересмотреть приоритеты и латать, где рвётся. Реформатскую церковь на площади Кальвина (первую протестантскую церковь Пешта) – это она на гравюре с наводнением – строил в начале 19 века тоже Хильд, Винце, – дядя Йожефа Хильда.
А ему выпало после наводнения её перестраивать, хотя весьма вероятно, что без наводнения архитектору такого уровня и опыта (49 лет, семь больших реализованных проектов) нашлось бы и более перспективное поле деятельности.

Так что если по поводу будапештских зданий второй половины 19 века перед тем, как давать им оценку, стоит задаваться вопросом «А как они выглядели до 1945 и 1956-го?», то касательно сооружений 1 половины века нужно вспомнить ещё и про 1838-й.

И про 1848-й, год революции. Физических разрушений в городе тогда было не так много (жаль изящный поллаковский Redoute на месте нынешнего Вигадо), но испорченные отношения с Веной градостроительству уж точно не способствовали.



255407_800
Пешт, Derra-ház 1838

Жилой дом, называющийся Дерра-хаз по имени первого владельца, греческого торговца текстилем Наума Дерры, тоже перестраивался Хильдом после наводнения.


Barabás A beomlott Derra ház Barabás Miklós. Рис. с натуры.

Не очень понятно, кстати, почему разрушения (наводнение!) получились именно такие.



256380_800

Внутри там – совершенно фантастическое пространство вокруг лестницы. Подозреваю, что греческому торговцу тут понадобились бы ковры и цветы (и радуюсь, что без «украшений» обходятся нынешние жители), но именно в таком, белом виде во всей убедительности видна Архитектура.


яEsztergomBasilica-South

Дальше, конечно, – Эстергомская базилика. Но прежде чем начать рассматривать её, хотелось бы выяснить вопрос о конфессиональной принадлежности самого архитектора. Похоже на то, что церкви протестантские и католические представлены в его наследии примерно поровну.



я547519_800

Петр Вайль гениально сформулировал по поводу портретов Веласкеса: «Есть жутковатое ощущение, что ему было «всё равно»». Очень похоже, что будапештским архитекторам «всё равно» как именно предлагается верить в Бога (и верить ли вообще). У здания Эстергомской базилики очень много странностей не столько архитектурного, сколько собственно «церковного» характера. Начиная с ориентации практически строго на запад алтарём и заканчивая полным отсутствием апсиды.


zaPB050548

А размеры! Это надо видеть

Последней работой Йожефа Хильда стала базилика святого Иштвана в Пеште. Собственно, во время её строительства он и умер.
За неделю и два дня до того, как Австрийская империя превратится в Австро-Венгерскую, и начнётся новая эпоха, в которой ему, старому классицисту, в любом случае нечего было делать.


http://budapestcity.org/03-muemlekek/05/Gross-haz/index-hu.htm
http://totalarch.ru/node/383
https://epiteszforum.hu/pest-varos-architektor-epitesze-hild-jozsef-230
https://artportal.hu/lexikon-muvesz/hild-jozsef/
https://anna-bpguide.livejournal.com/770312.html
http://urbface.com/budapest/a-derra-haz
https://szerelmembudapest.blog.hu/2013/01/04/derraek
Tags: Люди_империи
Subscribe

Posts from This Journal “Люди_империи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments