anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Политические весы, войны с турками и венгерец на первом плане

Balance

Картинка в сети попалась неожиданно.
В Москве, и Историческом музее, венгерский блогер A Wang folyó
увидел редкую вещь – нечто, в России напоминающее ему о Венгрии (Kevés alkalommal találkoztam Moszkvában Magyarország – Немного встречал я Венгрии в Москве).
А именно – картину, датированную 1791 годом, под названием «Политические весы, или Европейский баланс сил». Или, как принято её атрибутировать, Г. Скородумов. Баланс Европы в 1791.

Картина изображает некий приморской пейзаж, причём рисунок берегов напоминает о «горках» русской иконописи; понятно, где художник азам искусства обучался. Справа – город с башнями, церквями и стеной. Подписано: «Данциг».

А в центре – большие весы и девять персонажей, символизирующих разные государства, этот самый баланс обеспечивающих.


02k

Все они пронумерованы и подписаны:

1, А – «россиянин», «один да грузен»
2, В – «турок», «помогите»
3, С – «венгерец», «писать горазд»
4, Д – «прусак», «городами дополняй»
5, Е – «агличанин», «натягиваю»
6, F – «голанец», «довольно ли»
7, G – «поляк», «слуга покорный»
8, Н – «датчанин», «посмотрим»
9, J – «швед», «кто больше»



03

Буквы после цифр вынесены в отдельную надпись, но тут пусть будут в одном списке вместе – так нагляднее.


р

Конечно, для ясности сюжета номером первым следовало бы обозначить турка – о борьбе против него речь идёт; собственно, он и собрал здесь остальных восемь, которые иначе непременно устроили бы свару между собой.

Но турок идёт под номером 2, а под номером 1, естественно «россиянин». Изображён в профиль, штаны красные Награждён красными революционными шароварами, товарищ командир»), стоит спокойно, с достоинством, сабля на плече (а что естественность этого положения не отменяет того факта, что сабля визуально пересекает горло изображённого, – так этого художнику никто объяснить не успел).

Реплика побеждённого и придавленного платформой весов турка: «Помогите». Война проиграна, Крым, Тамань и Очаков по Ясскому мирному договору отошли Российской империи, чалма слетела с головы, но рука ещё держит кинжал.

Реплика победителя-русского: «Один да грузен». Грузен, весом, мощен – все синонимы будут к месту, тем более что убедительнее разговоров само положение весов, явно указывающее на наиболее весомую, «грузную» роль именно этого героя.



г

У другой, более лёгкой чаши весов наблюдается целая компания.

На платформе стоит в камзоле с красными отворотами пруссак. Протягивая руки в сторону изображённого рядом Данцига, он произносит: «Городами дополняй!».

Стоящий на земле рядом голландец (подписано «голандец», вторая Л добавлена выше), одетый во что-то коричневое, рембрандтовское и явно гражданское, с красными бантиками на чулках, подкладывает на платформу весов деньги в мешках. Восемь уже лежат; он добавляет девятый мешок и спрашивает: «Довольно ли?»

Самым несуразным образом ведёт себя англичанин, который пытается склонить в свою сторону чашу весов, зацепившись за их балку. А ещё соотечественник сэра Исаака Ньютона! Как раз на англичанина, кстати, направлен взгляд изображённого в профиль русского; кажется, он усмехается.


п

Совсем сбоку, с правого края картины (к тем, что в центре, мы ещё вернёмся, там главная интрига), печальный, снявши шляпу, стоит в розовом кафтане «поляк». В действии он не участвует. Его реплика: «Слуга покорный». Если картина действительно написана в 1791 году, то художник – пророк: через два года, в 1793 г., польский вольный город Гданьск в результате раздела Польши, достанется Пруссии и снова станет Данцигом, до 1945 года.


ш

На срединной точке весов – швед с вопросом «Кто больше?», у опоры, в центре композиции, но в позе абсолютной индифферентности (руки в карманах) – датчанин; его реплика: «Посмотрим».


в

Но!
Почему и заинтересовала эта, в художественном отношении вполне посредственная картина автора блога, у которого я её увидела, – на первом плане, ближе всех к зрителю, в центре, лицом к нам – «венгерец».

A magyar külsejében talán a nadrágot lehet huszárosnak nevezni, a többi mintha nélkülözne minden ún. magyaros jellegzetességet. Kifelé néz a képből, s féltérdre ereszkedve a mérleg egyik serpenyőjében található tintatartóba mártja tollát. „Cbetűje mellett ez áll: piszaty goraz. Értelmezni a gorazd jelentéséből tudom, ami annyit tesz: „alkalmas, ügyes”. Kardját a csúcsánál fogja bal kezével, ami arra utalhat, hogy harcolni már nem akar, írásra viszont alkalmas, írni ügyes. Középen a mérleg fájának támaszkodvaaz orosznak háttal! – bámészkodik a dán. Kívülállóként mondja: Poszmotrimmeglátjuk!

Он смотрит за пределы картины, но не на зрителя. Взгляд опущен, брови подняты. Выражение – спокойно-задумчивое, чтоб не сказать мечтательное.
А усы? Усы где?!


images
На голове высокая шапка с пером. Что-то такое, надо полагать, имелось в виду. Сапожки красные. Треугольники на бёдрах художник отметил и запомнил, хотя и не понял.


вв

Шпагу венгерец держит странным образом. Не за рукоять, а за клинок, за самый кончик. И не держит, а так, придерживает, рукой расслабленной и нежной, как дама держала бы веер. Причём – левой. Правая рука его, сжимающая гусиное перо, протянута к платформе весов, точнее к стоящей на ней чернильнице. Он макает перо, не глядя. Его реплика: «Писать горазд».
Положение его в пространстве таково, что ко всем прочим персонажам он оказывается стоящим спиной. Автор блога комментирует так: harcolni már nem akar – «воевать больше не хочет».

Az 1780-90-es évek fordulóján viszonylag nagy volt ez a szerep, még ha nem is önálló aktora a magyarság az európai politikának. Súlyt azonban nyilván a II. József elleni majdnem lázadás ad neki, aminek következtében Ausztria elbizonytalanodik és képünk megszületésének évében, a cárnőt elhagyva megköti a török háborúban a szvisovi (Bulgária) különbékét, amiben lemond a korábban elfoglalt Belgrádról. A poroszok a törökkel kötöttek szövetséget, II. Lipót kénytelen volt visszakozni, így a háborút Oroszország egyedül folytatta. Ezt a helyzetet ábrázolja a térdeplő huszár tollal a kezében. Most már csak önmagunkra fókuszálva: az 1791-es szvisovi békével zárult az utolsó (osztrák-)magyar – török háború 50 ezer magyar részvételével, soraikban az akkoriban európai hírűvé váló huszársággal.
«На рубеже 1780-90 гг. роль венгров была относительно большой, хотя и не являлись независимыми субъектами европейской политике.  Однако притеснения Иосифа II почти готовят бунт, поэтому Австрия не чувствует себя уверенной, и в год написания нашей картины, оставив царицу саму разбираться с турками, австрийцы заключают сепаратный мир и уходят из ранее занятого Белграда. … Мирный договор (szvisovi (Bulgária) különbékе) 1791 года завершил последнюю (австро-)венгро-турецкую войну, в которой 50 000 венгерских гусар стали европейскими знаменитостями».

На подписание этого сепаратного мира и намекает, видимо, реплика венгерца.


vesy

Картина существует и в другой версии, гораздо более примитивной, но странным обозом числящейся также за Гавриилом Стародубовым.
Нумерация персонажей там другая. Тот, кому присвоена реплика «я писать горазд», теперь – № 2, но что особенно любопытно, он уже не «венгерец», а «римский», то есть имперский, то есть габсбургский, то есть представитель Священной Римской империи вообще, а не конкретно Венгрии.



015

На ещё одной версии, приведённой в книге Владимира Лесина, пишущий – опять «римский».

Забыли совсем про венгерцев.
В точности по слову Петера Эстерхази: «…вблизи — венгры кажутся самым высокомерным народом. А издали… издали их не видно».


5268502_original

P.S.
Из тех же времён, из XVIII века, попадалась мне ещё одна политическая карикатура. Там главные нации Европы сведены в таблицу по главным чертам характера. Понятно, что «черты характера» – чистый анекдот Научные знания немцев: юриспруденция; Времяпровождение французов: мошенничество; Воинские добродетели турок и греков: лень; Конец жизни русских: в снегу»), но кое-что, кажется, попало в этот анекдот не без основания, скажем так.

Венгры там описываются следующим образом:
Манеры: вероломны
Характер: очень жестоки
Склад ума: избыточный
Темперамент: кровожадный
Научные знания: латинский язык
Одежда: разноцветная
Недостатки / пороки: предательство
Склонности: к мятежу
Недуги: эпилепсия
Страна: плодородна и богата золотом
Воинские добродетели: сопротивление
Почитание: самых активных
Предводитель: неизвестен
Страна изобильна: всем
Времяпровождение: праздность
Сравнение с животными: волк



И, в итоге:
Конец жизни: от сабельного удара.

Любопытно, какая характеристика была бы сочтена более лестной, если бы сами «венгерцы» увидели в том столетии обе версии, про смерть от сабельного удара или про «писать горазд»?
Tags: Венгерские_истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments