anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Тот, кто позволил увидеть XIX век

Untitled-1

Сколько раз я радовалась тому факту, что Будапешт второй половины XIX века очень и очень неплохо запечатлён на фотографиях! Тщательно, подробно, разносторонне.


82002

Városligeti-tó és a millenniumi kiállításra épített történelmi főcsoport épületei, 1896
Нужно тебе увидеть, как выглядели, например, давно не существующие павильончики первой линии метро – пожалуйста. Хочешь разглядеть, чем нынешний замок Вайдахуняд отличается от праздничного, 1896 года, варианта – смотри.


Nyugati Klösz
Nyugati pályaudvar, 1877
И благодарить за это нужно прежде всего человека по имени Дьёрдь Клёс, фотографа. Исторически достоверный и художественно выразительный портрет города времён Австро-Венгрии сделан именно им.
Справа в углу: «KLÖSZ GY. FÉNYK. BPEST.» – это его подпись.


82078  Fővám tér, a Fővámpalota (Ybl Miklós, 1874.) északi homlokzata (ma Corvinus Egyetem). A felvétel az 1875
Fővám tér, a Fővámpalota, 1875
С достоверностью всё понятно: фотодокумент. Но фотографии Кёса при всей их заведомой документальности обладают ещё и очевидным художественным качеством.
Здания он фотографировал так, что подумала: архитектор, наверное, по образования. Оказалось – фармацевт.


Andrássy (Sugár) út 54., 56., 58. épületek az Eötvös utca kereszteződéséből nézve. A felvétel 1878 körül
Andrássy (Sugár) út 54., 56., 58, ок. 1878
Он снимает строения с пониманием их конструкции, как мне кажется. Люди его интересуют значительно меньше, и не только в силу технических сложностей фотографирования (а это часто аж 1870-е года).


Andrássy (Sugár) út 71., Magyar Királyi Országos Mintarajziskola (ma Magyar Képzőművészeti Egyetem). Balra az Izabella utca. A felvétel 1880 körül
Andrássy (Sugár) út 71., Magyar Királyi Országos , ок. 1880
Будапешт на фотографиях Клёса выглядит как идеальный город с фресок Ренессанса. Как следующий – реализованный – шаг после Альберти и Филарете.



Vörösmarty utca - Dob utca sarok, Fülöp István bérháza. A felvétel 1880-1890 között készült.
Vörösmarty utca - Dob utca sarok, 1880-1890
Каждый дом стоит в центре кадра, как в центре мира. Кажется, что вокруг пустое место – пока не наткнёшься на фотографию следующего дома, стоящего в реальности неподалёку от первого, но на снимке – тоже, точно так же, в центре мира.


81207
Оборот фотографической карточки студии Дьёрдя Кёса.

Klösz György – это уже венгерский вариант его имени, а так-то он был Johann Justus Georg Kloess, немец из Дармштадта.
Научился искусству фотографии в Вене. В Пеште – с 1866 года. Самое время, что тут скажешь. Ему двадцать два рода, вся карьера впереди, причём и у него, и у венгерской столицы. Через два года на свет появится двойная Австро-Венгерская империя, а через семь родится Будапешт. Всё самое красивое и важное в городе будет построено в те годы, когда ему тридцать-сорок-пятьдесят.
Умеют же некоторые выбрать время жизни… И время смерти, заметим. Дьёрдь Клёс умер за год до начала Первой мировой войны. То есть застал «прекрасную эпоху» во всей красе, но без стадии разрушения. И зафиксировал.

Ещё несколько фактов из Вики и со страницы Музея фотографии:
В 1873 году на Всемирной выставке в Вене он был одним из шести человек с монополией на фотографирование.
В 1875 году запечатлел ликвидацию Ördög-árok, Чёртовой канавы, несущей грязные воды в Дунай с будайских холмов.
Весной 1876 года горожане видели его, со всем фотографическим оборудованием, на лодке, фотографирующим очередное наводнение.
Через год у него уже имеется двухэтажная студия в центре города, на площади Францисканцев, но следующая весна снова заставляет его фотографировать катастрофическое наводнение, теперь уже  в Сегеде.
В 1879 году открыл литографскую мастерскую, занялся репродуцированием.
В 1885 году на Национальной выставке представил серию панорам, изображающих весь проспект Андраши в масштабе 1: 100.
Сфотографировал первые трамваи в Пеште по заказу компаний Siemens и Halske.
Сделал серию фотографий домов, ожидающих сноса из-за бурного нового строительства (например, здание Старой Ратуши в Пеште).
В 1894 года он построил дом, студию и типографию (и жилой дом по соседству) на аллее Варошлигети, 49.
Сделал по меньшей мере семьсот фотографий на выставке Тысячелетия в 1896 г.
В шестьдесят два года был избран вице-президентом Национальной ассоциации венгерских фотографов, основанной в 1906 году.
Счастливая жизнь!

Ещё фотографии.


Nagykörút - Rákóczi út kereszteződés a mai Balha Lujza tér felől nézve. Szemben a Pesti Hazai Első Takarékpénztár Egyesület bérpalotája. A felvétel 1898-ban készült.
Nagykörút - Balha Lujza tér, 1898
Эта фотография есть у меня в книге «Триумф красной герани».


82536
Teréz körút az Erzsébet körúttól nézve, после 1891
Бульвар. Импрессионисты – это во Франции, в Будапеште за них фотограф, как видно, работал.


Fővám tér, a Fővámpalota (ma Corvinus Egyetem) előcsarnoka. A felvétel 1890 után készült.
Fővám tér, a Fővámpalota, после 1890
Он архитектуру фотографировал! Не недвижимость, не учреждение (это таможня), не место действия, а именно что архитектуру.


82031 Kossuth Lajos felravatalozásakor
Múzeum körút, Magyar Nemzeti Múzeum, 1894, 1 апреля
Похороны Лайоша Кошута.

Цитата: «В предсмертном письме девяностодвухлетний Кошут патетически напомнил соотечественникам: “Стрелки часов не определяют движение истории, они только указывают время; мое имя – такая стрелка. Время, которого я ждал, придет, если сама судьба не остановит будущее моего народа. У этого будущего есть имя: свободная родина для венгров”. Траурная процессия за гробом Кошута растянулась на несколько километров, от здания Национального музея до главного будапештского кладбища у Восточного вокзала. Император Франц Иосиф (в Венгрии – король Ференц Йожеф) не объявил государственного траура после смерти опального политика и публициста, деятельность которого когда-то потрясла габсбургскую монархию, но и препятствовать массовому проявлению венгерских чувств не желал или был не в состоянии». (Андрей Шарый, Ярослав Шимов. Австро-Венгрия: судьба империи).


82498
Budapesti Törvényszéki Fogház folyosói, после 1892
Тюрьма, между прочим.


Andrássy (Sugár) út a Városliget felé nézve, előtérben a Nagymező utca kereszteződése. A felvétel 1878 körül
Andrássy (Sugár) út a Városliget felé nézve, ок. 1878
Проспект Андраши, каким его видела Сисси.


Erzsébet tér, a Kioszk épülete. A felvétel 1880-1890 között készült.
Erzsébet tér, a Kioszk épülete, 1880-1890
А это то, чего больше не существует.


Várkert rakpart 8., Széchenyi (később Fiume) Szálló, ma park van a helyén. A felvétel 1880-1890 között készült
Várkert rakpart 8., Széchenyi (később Fiume) Szálló, 1880-1890
И это. Будайская сторона, ближе к мосту Елизаветы. Там в ряду домов дыра, будто зуб вырвали. Это оно.



Kálvin tér, a Pesti Hazai Első Takarékpénztár bérháza a Baross utca torkolatánál (lebontották). A felvétel 1874 és 1882 között
Kálvin tér, a Pesti Hazai Első Takarékpénztár bérháza.  1874-1882
Тоже не существующий дом.


82081
Széchenyi Lánchíd,  1873-1880
Один из классических видов Будапешта.

И ещё много-много.

Сорок лет он фотографировал Будапешт. Сделал, пишут, около четырёх тысяч фотографий и, наверное, не надо отдельно упоминать, что сотни тысяч фоток в смартфоне – это не совсем то, что четыре тысячи стеклянных пластинок.
Дьёрдь Клёс. Человек, запечатлевший Будапешт в его лучшую пору.


http://www.fortepan.hu
http://pestbuda.hu/cikk/20191114_bukovszki_peter_175_eve_szuletett_klosz_gyorgy_a_szazadfordulos_budapest_fenykepesze
Tags: Люди_империи
Subscribe

Posts from This Journal “Люди_империи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Posts from This Journal “Люди_империи” Tag