
Сколько раз я радовалась тому факту, что Будапешт второй половины XIX века очень и очень неплохо запечатлён на фотографиях! Тщательно, подробно, разносторонне.

Városligeti-tó és a millenniumi kiállításra épített történelmi főcsoport épületei, 1896
Нужно тебе увидеть, как выглядели, например, давно не существующие павильончики первой линии метро – пожалуйста. Хочешь разглядеть, чем нынешний замок Вайдахуняд отличается от праздничного, 1896 года, варианта – смотри.

Nyugati pályaudvar, 1877
И благодарить за это нужно прежде всего человека по имени Дьёрдь Клёс, фотографа. Исторически достоверный и художественно выразительный портрет города времён Австро-Венгрии сделан именно им.
Справа в углу: «KLÖSZ GY. FÉNYK. BPEST.» – это его подпись.

Fővám tér, a Fővámpalota, 1875
С достоверностью всё понятно: фотодокумент. Но фотографии Кёса при всей их заведомой документальности обладают ещё и очевидным художественным качеством.
Здания он фотографировал так, что подумала: архитектор, наверное, по образования. Оказалось – фармацевт.

Andrássy (Sugár) út 54., 56., 58, ок. 1878
Он снимает строения с пониманием их конструкции, как мне кажется. Люди его интересуют значительно меньше, и не только в силу технических сложностей фотографирования (а это часто аж 1870-е года).

Andrássy (Sugár) út 71., Magyar Királyi Országos , ок. 1880
Будапешт на фотографиях Клёса выглядит как идеальный город с фресок Ренессанса. Как следующий – реализованный – шаг после Альберти и Филарете.

Vörösmarty utca - Dob utca sarok, 1880-1890
Каждый дом стоит в центре кадра, как в центре мира. Кажется, что вокруг пустое место – пока не наткнёшься на фотографию следующего дома, стоящего в реальности неподалёку от первого, но на снимке – тоже, точно так же, в центре мира.

Оборот фотографической карточки студии Дьёрдя Кёса.
Klösz György – это уже венгерский вариант его имени, а так-то он был Johann Justus Georg Kloess, немец из Дармштадта.
Научился искусству фотографии в Вене. В Пеште – с 1866 года. Самое время, что тут скажешь. Ему двадцать два рода, вся карьера впереди, причём и у него, и у венгерской столицы. Через два года на свет появится двойная Австро-Венгерская империя, а через семь родится Будапешт. Всё самое красивое и важное в городе будет построено в те годы, когда ему тридцать-сорок-пятьдесят.
Умеют же некоторые выбрать время жизни… И время смерти, заметим. Дьёрдь Клёс умер за год до начала Первой мировой войны. То есть застал «прекрасную эпоху» во всей красе, но без стадии разрушения. И зафиксировал.
Ещё несколько фактов из Вики и со страницы Музея фотографии:
В 1873 году на Всемирной выставке в Вене он был одним из шести человек с монополией на фотографирование.
В 1875 году запечатлел ликвидацию Ördög-árok, Чёртовой канавы, несущей грязные воды в Дунай с будайских холмов.
Весной 1876 года горожане видели его, со всем фотографическим оборудованием, на лодке, фотографирующим очередное наводнение.
Через год у него уже имеется двухэтажная студия в центре города, на площади Францисканцев, но следующая весна снова заставляет его фотографировать катастрофическое наводнение, теперь уже в Сегеде.
В 1879 году открыл литографскую мастерскую, занялся репродуцированием.
В 1885 году на Национальной выставке представил серию панорам, изображающих весь проспект Андраши в масштабе 1: 100.
Сфотографировал первые трамваи в Пеште по заказу компаний Siemens и Halske.
Сделал серию фотографий домов, ожидающих сноса из-за бурного нового строительства (например, здание Старой Ратуши в Пеште).
В 1894 года он построил дом, студию и типографию (и жилой дом по соседству) на аллее Варошлигети, 49.
Сделал по меньшей мере семьсот фотографий на выставке Тысячелетия в 1896 г.
В шестьдесят два года был избран вице-президентом Национальной ассоциации венгерских фотографов, основанной в 1906 году.
Счастливая жизнь!
Ещё фотографии.

Nagykörút - Balha Lujza tér, 1898
Эта фотография есть у меня в книге «Триумф красной герани».

Teréz körút az Erzsébet körúttól nézve, после 1891
Бульвар. Импрессионисты – это во Франции, в Будапеште за них фотограф, как видно, работал.

Fővám tér, a Fővámpalota, после 1890
Он архитектуру фотографировал! Не недвижимость, не учреждение (это таможня), не место действия, а именно что архитектуру.

Múzeum körút, Magyar Nemzeti Múzeum, 1894, 1 апреля
Похороны Лайоша Кошута.
Цитата: «В предсмертном письме девяностодвухлетний Кошут патетически напомнил соотечественникам: “Стрелки часов не определяют движение истории, они только указывают время; мое имя – такая стрелка. Время, которого я ждал, придет, если сама судьба не остановит будущее моего народа. У этого будущего есть имя: свободная родина для венгров”. Траурная процессия за гробом Кошута растянулась на несколько километров, от здания Национального музея до главного будапештского кладбища у Восточного вокзала. Император Франц Иосиф (в Венгрии – король Ференц Йожеф) не объявил государственного траура после смерти опального политика и публициста, деятельность которого когда-то потрясла габсбургскую монархию, но и препятствовать массовому проявлению венгерских чувств не желал или был не в состоянии». (Андрей Шарый, Ярослав Шимов. Австро-Венгрия: судьба империи).

Budapesti Törvényszéki Fogház folyosói, после 1892
Тюрьма, между прочим.

Andrássy (Sugár) út a Városliget felé nézve, ок. 1878
Проспект Андраши, каким его видела Сисси.

Erzsébet tér, a Kioszk épülete, 1880-1890
А это то, чего больше не существует.

Várkert rakpart 8., Széchenyi (később Fiume) Szálló, 1880-1890
И это. Будайская сторона, ближе к мосту Елизаветы. Там в ряду домов дыра, будто зуб вырвали. Это оно.

Kálvin tér, a Pesti Hazai Első Takarékpénztár bérháza. 1874-1882
Тоже не существующий дом.

Széchenyi Lánchíd, 1873-1880
Один из классических видов Будапешта.
И ещё много-много.
Сорок лет он фотографировал Будапешт. Сделал, пишут, около четырёх тысяч фотографий и, наверное, не надо отдельно упоминать, что сотни тысяч фоток в смартфоне – это не совсем то, что четыре тысячи стеклянных пластинок.
Дьёрдь Клёс. Человек, запечатлевший Будапешт в его лучшую пору.
http://www.fortepan.hu
http://pestbuda.hu/cikk/20191114_bukovszki_peter_175_eve_szuletett_klosz_gyorgy_a_szazadfordulos_budapest_fenykepesze