
Hunyadi
Soha többé tompa kések éjszakája!
Хуньяди
Никогда не бывать больше ночи тупых ножей!
Хуньяди – это семья: Матьяш, который славный король, Янош, который отец короля и великий полководец, и вот еще Ласло Хуньяди, старший брат Матьяша.
Заметим, что Янош Хуньяди сам-то королем не был. Он был спасителем Отечества: разгромил турок в 1456 году под Белградом, и в память этого события звенят в полдень колокола в Венгрии.
Но королем – не был. Однако пользовался уважением дворянства и тем самым представлял угрозу для правящего короля. Пошли интриги, которые не остановила даже его внезапная смерть. Король приказал младшего сына Яноша Хуньяди, четырнадцатилетнего Матьяша, отправить в заточение, а старшего, двадцатишестилетнего Ласло, казнить.
Что и было исполнено 16 марта 1457 года в Буде.

Опера Ференца Эркеля «Ласло Хуньяди» рисует эту сцену так.
Картина третья.
У одного из окон крепости сидит Ласло и мечтает о своей невесте, Марии Гара.
Приезжает Розгони, приверженец семьи Хуньяди. Он привозит известие о том, что король подписал смертный приговор Ласло. Сегодня вечером молодой Хуньяди приглашен на трапезу к королю, и там, во время дружеского пиршества, его убьют. Убийство поручено Розгони. Услышав о готовящемся новом злодеянии, сторонники Хуньяди возмущаются. Докладывают о приходе Циллеи. «Спокойно, друзья мои», – уговаривает своих приверженцев Ласло и высылает их из зала. Но вскоре становится ясно, что Розгони сказал правду: входит правитель и передает Ласло приглашение короля на торжественный ужин. Ласло бросает в глаза Циллеи:
«Ах, на пир? На похороны зовешь ты меня, Циллеи... Туда, где вместо погребального плача псы будут рычать над нашими костями ... Злодейство твое открылось! Ты пришел завлечь меня в сотканные твоим коварством сети... но сам попал в ловушку!»

Картина пятая.
На площади в Буде установлен эшафот. Эржебет Силади в отчаянии спешит на площадь: она хочет видеть сына! Но ей преграждают путь, и она только слышит смелые слова Ласло:
«Венгры! Слушайте мое последнее слово! Я умираю невинным! Мою душу видит тот, пред чьим судом я через несколько минут предстану».
Палач трижды опускает меч, но юный Хуньяди остается невредимым. Весь народ на площади молит о пощаде, но по приказу Гары палач поднимает меч в четвертый раз.
Голова Ласло катится в пыль.

Что ли меч тупой был у палача? Четыре раза махать пришлось… Точить надо вовремя, в порядке содержать вооружение.
Все картинки из сети.
Продолжение следует – в следующую пятницу.