anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

«Я живу в Будапеште на границе бывшей Римской империи»

я_20200608_125618

Это фраза Петера Эстерхази из романа Utazás a tizenhatos mélyére (не переведённого на русский): «Я живу в Будапеште на границе бывшей Римской империи (если честно, уже за, за остановкой электрички, так что я уже варвар)».*


я_20200608_125658

Обуда. Западный берег Дуная, северная часть города.
Пейзаж состоит из панельных многоэтажек 60-х и приземистых, с красными черепичными крышами, строений XVIII века. И любая бледно-жёлтая церковь эпохи барокко фоном для шпиля шпиля с «подушкой» (haube ) непременно имеет нечто многоэтажное, утыканное квадратами окон.


я_20200608_123819

Плюс Древний Рим.


я_20200608_125928

У римлян здесь был военный лагерь, а дальше – целый город, Аквинкум.


я_20200608_125745

Колонны, стелы, фундаменты античных сооружений – будто везли самолётом с Апеннинского полуострова на выставку в Эрмитаж, да по дороге над дунайским берегом нечаянно рассыпали.


я_20200608_125527

А местные жители всё, что могли, конечно, в хозяйство приспособили. Прочее, бесполезное – в подземном переходе вдоль стен расставили, для красоты.


я_20200608_132531

До чего ж заметно в Будапеште, что каждый район – сам себе район. Другой порядок жизни, другие дома, другая архитектура. Должны бы, по уму, и наряды местных жителей быть другие, но как раз равнодушие к вопросам одежды всех будапештцев неожиданно объединяет. Что ближе лежало, то и надели, и пошли – кофе пить в кофейню. Это тоже – общее.
А сами люди – разные, и каждый район помнит своих. Там, где в подземном переходе осталось место, свободное от осколков колонн и надгробий легионеров, по стенам развешены портреты людей, в Обуде живших или работавших.

Dr. Örlös Endre
– врач, хирург, директор больницы в послевоенные годы. Статья в сети больше намекает, чем рассказывает, но тут и гибель семьи, и поломавший карьеру 1956-й, и «последние несчастные годы его жизни». Жила б я в Обуде – не поленилась бы разобраться.


я_20200608_132438


Марк Аврелий. Тоже, в некотором смысле, обудайский обыватель.
Под портретом цитата: «Az élet szép, és bármit is juttat neked a sors, ne felejts el élni! Élni az egyik legritkább dolog a világon, mert az emberek többsége csak létezik» – «Жизнь прекрасна, и что бы ни принесла тебе судьбы, не забывай жить! Жить – редчайшая вещь на свете, ведь большинство людей просто существуют».

Поискала такую фразу в русских переводах – не нашла. Но вполне в его, Марка Аврелия, духе. Он так писал, например: «Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твёрдо и с готовностью к неожиданному, а не к известному заранее».
«Размышления» Марка Аврелия датируются 70-ми годами II века. Аквинкум, как считается, был основан в 89 году, на II век приходится его расцвет. Так что если не записывать, то формулировать подобные мысли он мог как раз на здешних берегах.




я_20200608_132558

Виктор Вазарели, живописец. Его фраза звучит так: «Minden kezdet és vég. Mindenki ’én’ és emberiség egyszerre», но она слишком краткая, чтобы без контекста дать точный перевод: «Всё начинается и заканчивается. Каждое «я» и человечество…» Тут я не уверена: одновременно? сразу? внезапно?



я_20200608_132652

Про поэта по имени Tamkó Sirató Károly (слева, на красном фоне) сказано, что он в 1936 году в Париже в манифест Dimensionist суммировал свои теоретические мысли о задачах и целях авангарда в искусстве, и что этот манифест подписали Василий Кандинский, Марсель Дюшан и Хуан Миро. Вон оно что, однако.

Короля Иштвана с крестом и нимбом присовокупили к выдающимся обудайцам, видимо, для солидности (хотя… надо тщательно почитать).

А что касается человека в шляпе, то тут достаточно процитировать первую строчку статьи в Википедии: «Лео Голдбергер – один из известных деятелей венгерской текстильной промышленности, сыгравший очень важную роль в её модернизации в первые десятилетия 20-го века». И посмотреть на даты жизни: «Будапешт, 2 мая 1878 г. – Маутхаузен, 5 мая 1945 г.». Ну, а с чего бы истории Обуды так уж сильно отличаться от истории Пешта, если речь идёт о ХХ веке?


я_20200608_132500

Не факт, конечно, что все до одного жители Обуды все эти тексты от строчки до строчки прочитали. Но возможность такая у них есть. Так что совсем ничего не знать о художнике, императоре или поэте-авангардисте уже не получится: глаз зацепит, строчки запомнятся.


я_20200608_130259


А там можно и к изучению латыни переходить, по дороге к автобусу.



*„én Budapesten a hajdani római birodalom határán lakomszintén szólva már túl, egy HÉV-megállóval túl, így én már barbár vagyok)” Esterházy Péter: Utazás a tizenhatos mélyére
Tags: Город_изнутри
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Третья часть двойного города

    Будапешт осознается как город двойной, состоящий и Буды и Пешта, из правого и левого берега. Это в целом правильно, но тут с логикой спорит…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Featured Posts from This Journal

  • Третья часть двойного города

    Будапешт осознается как город двойной, состоящий и Буды и Пешта, из правого и левого берега. Это в целом правильно, но тут с логикой спорит…