В главе ХLI романа «Вешние воды» Ивана Сергеевича Тургенева героиня, перед тем, как окончательно соблазнить Дмитрия Павловича Санина, произносит такие слова:
– Ну, теперь мы – вольные птицы! – воскликнула Марья Николаевна. – Куда нам ехать – на север, на юг, на восток, на запад? Смотрите – я как венгерский король на коронации (она указала концом хлыста на все четыре стороны света). Все наше! Нет, знаете что: видите, какие там славные горы – и какой лес! Пойдемте туда, в горы, в горы!
Было такое дело, наносили короли при коронации символические удары мечом в четыре стороны, даже Мария Терезия, при коронации названная не королевой, а королём („Vivat domina rex noster”), этой традиции следовала.
Но насколько эти подробности были известны в России?
Ближайшая по времени коронация, которую могла иметь в виду 22-летняя в момент действия Марья Николаевна, – это коронация Фердинанда V ,состоявшаяся за десять лет до того, 28 сентября 1830 года. Ей, так же как Санину (и как самому Тургеневу, заметим), было в тот момент двенадцать лет. Но откуда двенадцатилетней русской девочке отнюдь не дворянского происхождения знать, какие действия полагается совершать при коронации очередному Габсбургу? Где она, а где Габсбурги? Да и махал ли мечом – «Характера Ф. был мягкого, доброго, спокойного, но до последней степени вялого и нерешительного» (БиЕ) – и этот именно Габсбург?
Или речь идёт вовсе о тех ещё, средневековых венгерских королях?
Но в любом случае, откуда, из каких именно текстов (текстов! – на картинке этот ритуал не изобразить, вот и я иллюстрацию подходящую не нашла) залетела в русскую классическую литературу эта подробность?
А?