anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Шиле и Хундертвассер

z_20200731_112102

В венском музее Леопольда идёт выставка Эгона Шиле и Фриденсрайха Хундертвассера.
Один прожил 28 лет, второй 71 год. Впрочем, второму вообще повезло больше.


я_20200731_105710

Такие двойные выставки – дело непростое, но тут получилось как-то очень удачно.


я_20200731_111649

Хундертвассер Шиле понимал и любил, и говорил об этом. Он родился через десять лет после того, как Шиле умер. И сделал, в отличие от него, что хотел, и столько, сколько хотел.


я_20200731_113700

Из работ Шиле показаны были прежде всего пейзажи. Те, самые знаменитые и самые пугающие, самые скандальные холсты тоже были, но в составе другой выставки. И это правильно: то, что касается собственно живописи, цвета и линии, в пейзажах выявлено едва ли не полнее.


я_20200731_105554

Я осталась в совершеннейшей уверенности, что у Шиле был вполне архитектурный взгляд, что он прекрасно понимал конструкцию изображаемых зданий, что у всех этих домиков есть внятная структура, и что художник ни в малейшей степени ею ради декоративности или ритма не пренебрегал.


z_20200731_105234

Хундертвассер, известный миру прежде всего как архитектор, смотрел на это дело, похоже, иначе.


я_20200731_105042

Дома у Шиле живые без антропоморфизма, без стилизации.


я_20200731_110222

Каждый пейзаж давно атрибутирован – где, что, и прообраз его найден. Вплоть до точного адреса.


я_20200731_104812

С Хундертвассером так не получится.


z_20200731_111953

Потом из городских пейзажей Шиле многое вырастет, вплоть до сурового стили 60-х, до «Самого крайнего дома в деревне» Виктора Попкова.


я_20200731_104540

Хундертвассер… Кажется, ему для полноты артистической жизни не хватало Врага – соперника, бедности, бедствия (войну и нацизм он, кажется, почти не заметил), злобного критика. Диктатуры.


я_20200731_110419 — копия

Свободный художник в демократической стране – ему не с кем бороться.


я_20200731_114054 — копия

Он третирует покупателей – они соглашаются на все его требования. Он проектирует кривые дома – и они становятся гордостью муниципалитетов. Носит разные носки, снимает штаны на выставке – мир рукоплещет. По-человечески – вполне счастливая жизнь. Можно только позавидовать.


я_20200731_112745

Жизнь Шиле, как и его искусство, скорее пугает (ужасает? вводит в недоумение?), если мерить её человеческими мерками,
Смерть от «испанки» в 28 лет и смерть в Тихом океане, на борту пассажирского лайнера Queen Elisabeth II, в 71 – тоже совсем разные финалы.


я_20200731_113049

Можно попытаться представить себе, каким художником стал бы Эгон Шиле, если б не смерть (28 лет – это ж самое начало…). Пережёг бы он в себе в конце концов эту страсть к деконструкции, деэстетизации, деэтизации (что, нет такого слова?), пришёл бы, как Пушкин к прозе, к ясности и мудрости, к чистой воде? Или напротив, разобрав живопись на окончательные, последние элементы, упёрся бы в абстракцию, в пустоту, в чёрный квадрат? Так квадрат – этап уже пройденный, переработанный и оставленный позади.
Честно говоря, не очень-то у меня получается представить себе живопись Эгона Шиле 40-х годов или тем более 60-х.
Совсем не получается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments