
Нет, понятно, что лучше всего летом у моря или, по крайней мере, в домике на Балатоне. Но если стоит задача построить дом для городских жителей, которым лето – не лето всё равно в городе жить и работать, то такой вариант – один из лучших.

Стены толстые, потолки высокие, во дворике тень и на каждом балконе-галерее – тоже тень, от такого же балкона этажом выше.

Как водится, я сначала в открывшуюся дверь забежала, своды подворотни и перила лестниц пофотографировала,









и, только выйдя обратно на жаркую улицу, оглянулась: «А что за дом-то?».
А дом – Центральный офис или Штаб-квартира Пенсионного фонда венгерских журналистов, A Magyar Hírlapírók Nyugdíjintézetének székháza, построенный, пишут, на участке (ввиду Парламента, кстати), подаренном Пенсионному фонду венгерских журналистов столицей, Будапештом, в 1890 году.

А Budapest főváros által ajándékozott telken építette a Magyar Hírlapírók Nyugdíjintézete MDCCCXC.
Дальше пишут вовсе интересное. Изображения этого дома были почти сразу после постройки опубликованы архитектурными журналами: берлинским Architektonische Rundschau в 1892 году и венским Wiener Bauindustrie Zeitung в 1893-м.
После чего Ferdinand Seif, австрийский архитектор, вдохновившись примером, возвёл похожий дом в Вене, на Ungargasse 58, неподалёку от улицы Rennweg, с которой, кстати, начинается дорога на Будапешт.


Ну, что… Слева Будапешт, справа Вена. Узел из четырёх окон, два ряда бесконечных балконов, опоясывающих закруглённый угол.


Нависающий полукруглый балкон, похожий на вазу для фруктов на высокой ножке, с фигурой – в Вене женщины с младенцем, в Будапеште – бородатого старца, но тоже, кажется, с младенцем…


Похожи! Но у будапештского – ещё и купол.

Жигмонд Квиттнер – автор здания Gresham-palota (1907), того, где витражи, кованые павлины и прочие радости отеля Four Seasons. Иными словами – одного из самых ярких примеров венгерского варианта стиля «сецессион».
И в очередной раз приходится удивиться тому, как быстро и неожиданно вылупился стиль «сецессион», модерн, из привычной и повсеместной, тортиковой, изукрашенной, кондитерской эклектики. Жигмонд Квиттнер мог бы и дальше делать дома с куполами-колоннами-статуями, нанизывая их друг на друга так, чтобы свободного места на стене не осталось. «Дорого-богато», «строй во всех (стилях), за все плачу» – это как раз про такую архитектуру, и любители её не переводятся, да и я люблю.

А потом она становится невозможной.
https://www.geschichtewiki.wien.gv.at/Ungarga
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ungargasse_58,_Vienna,_2018.jpg
http://pestbuda.hu/cikk/20181026_szaz_eve_halt_meg_a_gresham_palota_tervezoje_quittner_zsigmond