Reök-palotа – так называется этот дом, стоящий в Сегеде.
Magyar Ede portréja (1910k) (Fotó/Forrás: Wikipédia)
Архитектор – Эде Мадьяр.
На стене табличка – да, площадь названа его именем.
Время создания – 1906–1907.
Reök Iván https://fidelio.hu/
Заказчик – Reök Iván, инженер.
Reök Ivánné nemes Kelemen Ida (1861-1945) úrnő. Munkácsy Mihály alkotása (1885).
Его жена, Ида.
Дом бледно-бледно-розовый, поэтому на фотографиях в сети он присутствует всех возможных оттенков; можно увидеть его серым и перламутровым, фисташковым и палевым.
У него плавные линии и изогнутые детали – всё, как полагается в ар-нуво. Но сама по себе изогнутость не есть красота. Красоту создают ритм, цвет и пропорции. Ритм здесь музыкальный, плавный – и при этом вполне архитектурный, архитектоничный. Автор не боится делать паузы в украшениях, не боится оставлять ровную плоскость стены. В конце концов, на эту ровную плоскость всё разно будут падать тени от изогнутых линий балконных решёток. Добавят орнаментики.
Более того, верхний ярус, над рядами сиреневых ирисов, – и вовсе в строгую полоску.
Момент хвастовства, шика здесь тоже есть, конечно. Господа Reök из своего окна поглядывали на дом напротив не без кокетства, надо полагать: такого дома, как у них, и в Будапеште нет! Что ж, зато жители дома соседнего могли ежедневно и бесплатно любоваться на это чудо, в ирисах.
Гауди все вспоминают, конечно. Дальше можно сравнивать, пытаться искать параллели. Только надо всё время иметь в виду, что к тридцати пяти годам Гауди построил только пёстрый дом Висенс, особняк Эль Каприччо и дворец Гуэля. Всё остальное, Каса-Батльо, Каса-Мила, Саграда Фамилия – уже после тридцати пяти. А у Эде Мадьяра никаких «после тридцати пяти» не было.