
Довелось увидеть будапештскую квартиру, полностью сохранившую старую, до Первой мировой планировку. Посмотреть, походить, примерить на себя. Интересно же!
Главное: чёткое и внятное разделение двух зон: той, где жили хозяева, и той, где обитала служанка.
Постараюсь описать. В отличие от классических пештских домов, про которые «Коллекция двориков», здесь большого двора как раз нет, и парадный вход в квартиру – с лестничной площадки.

А за лифтом – меленькая скромная дверь, которая ведёт на балкон-галерею, которая тут сбоку, углом. Выходим на неё, и через пять шагов будет чёрная лестница, спиральная. Не доходя до лестницы – дверь в кухню.

То есть кухарка или горничная поднималась по чёрной лестнице (хотя вот тут не знаю, насколько строги были правила; если не с ведром, могла она по парадной лестнице ходить?). Поднималась, и заходила сразу к себе в кухню. Кухню, конечно, сто раз переделали. Печки нет, водопровод и газ есть. Водопровод, впрочем, уже был наверняка с самого начала. Там и лифт изначальный, старый.

Дом построен в первой половине ХХ века. Технологии уже новые, а социальное устройство старое – Венгрия ж королевством себя всё ещё считала. И традиции жилья сохранялись: потолки под четыре метра, паркет.
Рядом с кухней маленький туалет и что-то вроде тёмной кладовки. Но что интересно, возле кухни есть маленькая комнатка с одним окном, из тех, что по-венгерски зовутся «полкомнаты», félszoba. Это спальня кухарки (опять же вопрос: живущая непосредственно в хозяйской квартире служанка – это кухарка или горничная?

Дарья Петровна или Зиночка?).
И совсем интересно: из кухни, мимо комнаты служанки и параллельно прихожей идёт узкий (только с подносом пройти) и тёмный коридорчик, ведущий прямо в столовую. То есть в столовую ведут две двери.

Нормальная, большая дверь, кажется, двухстворчатая, – для хозяев. И есть крохотная, почти не заметная, – через неё в столовую входит кухарка, накрывает на стол и уходит обратно на свою половину.

Таким образом, два эти потока жизни не переплетаются, и кухарка – будем называть так, Дарья Петровна то бишь, встречается со своими работодателями только в ситуации исполнения профессиональных обязанностей.

Интересно, закрывалась ли дверь в столовую на ключ изнутри, с кухаркиной стороны?

Туалет у кухарки был свой, а ванной собственной не полагалась. Ну, да в Будапеште, с его банями-купальнями-термами это вряд ли было проблемой.

В Еврейском историческом центре устройство старой городской ванной комнаты показывают так. Нет, пожалуй, это уже не наш случай.

Наш случай – вот: ванная комната в Музее торговли.

Фотографии, конечно, совсем других квартир, из сети. Смотреть них любопытно, но вот так на себя реальную квартиру примерить – это было особенно познавательно.
Даже если это 1920 или 1930 годы, всё равно строился дом для жизни привычной, сложившейся за те полвека, когда Будапешт был вторым городом Австро-Венгерской империи. Первая мировая разрушила государство и общество, а быт – уже только Вторая. Квартиры начнут переделывать под новый порядок жизни, делить на части, уплотнять… Таких, сохранившихся в изначальном виде, в городе не так много всё же осталось.
https://fortepan.hu/
https://femina.hu/otthon/regi_magyar_lakasbelsok/
https://www.facebook.com/media/set/?vanity=erzsitt&set=a.1527842607451877
***
Странный год 2020-й напомнил, что удовольствия жизни надо ценить прямо сейчас, и что путешествия – то, что делает нас счастливыми.
Я вожу экскурсии по Будапешту и Венгрии, рассказываю, показываю, устраиваю из пейзажей, легенд, вина, архитектуры, тортиков и хитрой истории чистую и незабываемую радость.
По Будапешту маленькой компанией: http://gidvbudapeste.hu/