
Гуляли вчера по Пешту времён романтизма. Удивительно наглядно всё-таки показывает всё это архитектура: как осточертел всем к середине века нормативный серьёзный классицизм, как захотелось торговцу нарядиться дожем, а графу – флорентийским банкиром. И как противоположны на самом глубоком уровне установки романтизма и задачи архитектуры!

...Наступило время чувства, бурного и непосредственного, свободного. От чего? От всего, но прежде всего от диктата разума. Не без основания: преобразовали французы в 1793 году собор Парижской Богоматери в храм Разума – и чем дело кончилось?
Романтикам претила вся старая классицистическая учёность, и смертельно, до отвращения, надоели правильные, как прописи, но безнадёжно устаревшие греки и римляне. «Они любили то, что было странным: привидения, древние разрушенные замки последних меланхолических потомков когда то великих фамилий, профессионалов месмеризма и оккультных наук, чувствительных тиранов и левантийских пиратов». Бертран Рассел не интересовался венграми, а то бы упомянул здесь вместо пиратов венгерских гайдуков, или бетьяров-разбойников, а ещё лучше – гуннов Аттилы, потомками которых тогда считали себя венгры.
Древние замки, готические руины присутствуют на рисунках Фридьеша Фесла, средневековые прообразы очевидны в проектах его непостроенных зданий. И сам он, судя по портрету, – образцовый романтик: рыжая борода, расстёгнутая замшевая куртка, из-под которой выглядывает что-то шотландски-клетчатое, как плед на портрете Пушкина, на голове – большой, не иначе как бархатный, ярко-красный берет. Делакруа и Мицкевич взяли бы его в компанию, а в венгерской поэзии параллель ему – поздний Вёрёшмарти:
Мир разума погас. И на щеках
Небес, от этой бури потемневших,
Разрисовали молний диким светом
Великий гнев враждебные нам боги.
Стихотворение, кстати, написано в 1854 году – незадолго до того, как еврейская община, расставшись с Фёрстером, возьмёт проект Фесла для убранства синагоги.
А ещё через десять лет в Пеште появится здание, построенное по проекту Фридьеша Фесла, знакомое всем, кто бывал в Будапеште: «Вигадо», концертно-бальный зал. Знать-то его все знают, но надо зайти внутрь. И онеметь.

...Наступило время чувства, бурного и непосредственного, свободного. От чего? От всего, но прежде всего от диктата разума. Не без основания: преобразовали французы в 1793 году собор Парижской Богоматери в храм Разума – и чем дело кончилось?
Романтикам претила вся старая классицистическая учёность, и смертельно, до отвращения, надоели правильные, как прописи, но безнадёжно устаревшие греки и римляне. «Они любили то, что было странным: привидения, древние разрушенные замки последних меланхолических потомков когда то великих фамилий, профессионалов месмеризма и оккультных наук, чувствительных тиранов и левантийских пиратов». Бертран Рассел не интересовался венграми, а то бы упомянул здесь вместо пиратов венгерских гайдуков, или бетьяров-разбойников, а ещё лучше – гуннов Аттилы, потомками которых тогда считали себя венгры.
Древние замки, готические руины присутствуют на рисунках Фридьеша Фесла, средневековые прообразы очевидны в проектах его непостроенных зданий. И сам он, судя по портрету, – образцовый романтик: рыжая борода, расстёгнутая замшевая куртка, из-под которой выглядывает что-то шотландски-клетчатое, как плед на портрете Пушкина, на голове – большой, не иначе как бархатный, ярко-красный берет. Делакруа и Мицкевич взяли бы его в компанию, а в венгерской поэзии параллель ему – поздний Вёрёшмарти:
Мир разума погас. И на щеках
Небес, от этой бури потемневших,
Разрисовали молний диким светом
Великий гнев враждебные нам боги.
Стихотворение, кстати, написано в 1854 году – незадолго до того, как еврейская община, расставшись с Фёрстером, возьмёт проект Фесла для убранства синагоги.
А ещё через десять лет в Пеште появится здание, построенное по проекту Фридьеша Фесла, знакомое всем, кто бывал в Будапеште: «Вигадо», концертно-бальный зал. Знать-то его все знают, но надо зайти внутрь. И онеметь.

Неосуществлённый (неудивительно) проект синагоги.

Пальметты снизу (!) колонны на вполне классицистическом жилом доме.

Синагога. Арки и столбы – металлические.

Заказчик, капитан полиции, хотел чего-нибудь романтически-готического...

Вот оно, получите.

Синагога, и не надо пересчитывать лучи у звёзд.

Кирзиз-кайсацкие орнаменты по классическому ордеру. Романтизм, что тут скажешь.

Прекрасный город...