anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Подозреваются все, или Убийца в доме

Untitled-2

Чёрно-белый венгерский детектив 1971 года начинается со звука сирены мчащейся машины скорой помощи. Она останавливается у дверей многоквартирного дома.
– Где пострадавший? – спрашивает врач.
– Какой пострадавший? – удивляется привратник (да, в доме есть привратник, házmester). – Разве что с тётей Чаквари опять какая неприятность. Старенькая…
Он вызывает лифт, открывает дверь и видит на полу в кабине лифта лежащую молодую девушку. Врач наклоняется к ней, вглядывается, затем командует привратнику:
– Полицию!

Прибывает полиция в лице капитана (százados elvtárs – «товарищ капитан» по-венгерски, только по-венгерски говорят сначала «капитан», а потом «товарищ) и его помощника. У помощника выразительная физиономия с длинным-длинным носом. Капитан, раздумывая над сложным делом, будет рисовать его портреты карандашиком в блокноте (плохо).


Untitled-7

Сам капитан является на место преступления в дорогом, хорошо сидящем и тщательно отглаженном костюме, в белой сорочке (нейлоновой?) и при галстуке. Лицо же у капитана знакомое-знакомое… Станислав Микульский! Капитан Клосс из уже снятого к тому времени польского фильма «Ставка больше, чем жизнь» (совершенно не понимала в детстве смысла этого названия).


Untitled-5-Recovered

В советском прокате фильм назывался «Подозреваются все», дословно же – «Убийца в доме». И я таки знаю этот дом! Прекрасный дом. Построен в  1936 году. Стоит в Будапеште по адресу Рozsonyi ut, 38-40. Он двойной, я была в той его половинке, что с великолепной синей лестницей. Та часть, что под номером 40, лестницей оснащена другой, но не менее замечательной – спиральной, широкой, хитроустроенной.

Pozsonyi út 38-40
Untitled-7-Recovered

Практически всё действие фильма завязано на эту лестницу.
На ней и вокруг неё и происходят все события. По ней спускаются и поднимаются подозреваемые (а подозреваемые тут все, поскольку убийство произошло рано утром в воскресенье, причём из дома, клянётся привратник, никто не выходил, и посторонних в доме не было). По ней бегают вверх и вниз следователи, по ней полицейский званием пониже несёт на руках на четвёртый этаж тётю Чаквари (на улицу, в церковь, её не пустили, в лифт тоже, а пешком идти она старенькая). С неё же подсматривают друг за другом  все причастные и непричастные к преступлению (а кто из них кто – выяснится в самую последнюю минуту).


Untitled-8

Это не типичный, не австро-венгерский, это уже поздний, но всё равно очень будапештский дом. Просто обычный в Будапеште внутренний двор с галереями преобразовался здесь в лестницу. Она пронизывает корпус дома снизу вверх. И точно так же, и как в обычной ситуации, все жители ходят мимо соседских дверей, только не по галереям-балконам, а по спиральной лестнице и окружающие её площадкам. Точно так же, как во дворике, сверху падает свет, правда, не напрямую, а сквозь круглые отверстия купола. И так же вдоль каждого этажа тянутся линии металлических перил. Лестница организует вокруг себя большое свободное и светлое пространство, общее для всех, как обычный будапештский двор. Для полноты сходства двери квартир пронизаны стеклянными вертикальными окнами. Они, кстати, ещё и открываются, и можно поговорить с тем, кто подошёл к двери, отворив лишь окошко, не дверь.




Untitled-8-Recovered

Этого кадра в советской версии нет.

Untitled-1-Recovered


Как и этого, конечно.


Untitled-10

Капитан с полицейским управлением общается по рации. «Девятый, девятый, я седьмой» – привычно тараторит русский перевод. Меж тем позывной у капитана gyöngyvirág, то есть «ландыш».


Untitled-11-Recovered

«Что он за человек?» – спрашивает полиция про живущего в доме эстрадного певца. Ответ: «Паршивый». Слово hamis такой перевод, наверное, позволяет, но произносит это слово настройщик рояля, как раз в это время в квартире певца рояль настраивающий, и продолжает: «как и его рояль». Ну, и почему было не перевести как «фальшивый»?


Untitled-4-Recovered

Капитан говорит: «Садитесь, пожалуйста, поговорим ещё!». Советский вариант: «Вопросы здесь задаю я!». Это понятно. Менее понятно, зачем сорок форинтов за курицу превращаются в пятьдесят форинтов…


Untitled-9-Recovered

Любопытно, что тело убитой девушки через час с места преступления выносят уже в гробу. Это кинофантазии или на самом деле такая практика была?


Untitled-14-Recovered

Сюжет был бы невозможен вне будапештского дома. Вещественные доказательства тут выбрасывают в световой колодец, проходящий сквозь весь дом по вертикали. В колодец выходят окна ванных комнат, и жители не очень удивляются, хотя и возмущаются, конечно, когда видят в этих окнах чьи-то посторонние ноги. Переводчики, опять же, не очень понимают, о чём речь и называют этот Lichtröhre / világítóudvar словом «шахта».


Untitled-16-Recovered

Жители дома обращаются к следователю «товарищ капитан», százados elvtárs, он к ним – «господин такой-то», N ur; выразительный штрих к портрету кадаровской Венгрии.


Untitled-20

Капитан поднялся на крышу дома. В следующем кадре видно, что вся поверхность стены чердака испещрена следами выстрелов. На первом плане – купол, которым перекрыт лестничный проём.


Untitled-11

И снова лестница.
Стук каблуков по ступеням – главный звук фильма.
Лестница – главная картинка, основа визуального образа и модель мира.
Дом = мир.


P1060050blog2


А в реальности лестница этого дома выглядит так.


mafilm2

«Vége» – «Конец!»
Фото отсюда.


822


A gyilkos a házban van венгерский оригинал
Подозреваются все по-русски
Tags: Венгерский_язык, Фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Recent Posts from This Journal