?

Log in

No account? Create an account
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


«Мать» или «дом»?
герань на окне
anna_bpguide
2012_01_Площадь Героев_12
Фото М. Гурбатов

Всё началось с площади Героев в Будапеште. С недоумённых вопрос туристов, с поднимающихся бровей и лёгких ухмылок: «Что, вы говорите, в 896 году произошло? Завоевание Родины? Родины – и завоевание?..»
Венгры называют это событие (случившееся, естественно, не в один миг) словом honfoglalás (s читается как Ш, так же, как в слове Budapest).


Untitled-2

Словарь так и переводит: «завоевание родины».


Untitled-1

«Арзамас» тоже.


2012_01_Площадь Героев_16
Фото М. Гурбатов

Но если произнести вслух, становится понятно: слова эти никак друг с другом не стыкуются. Если завоевание – то чужих земель, не своих же. Если родины – то какое же завоевание?

Feszty_korkep

Пришлось разбираться.

Read more...Collapse )

Крыши. Будапешт. Август
герань на окне
anna_bpguide
68533478_2930062273701952_8110457113228083200_o

Teleki László tér 3

Он же.

Рассказ Ференца Херцега «A majom»
герань на окне
anna_bpguide
я_20190809_133907

Прочитала в старом журнале рассказ. По-венгерски читала. Без словаря. Да, я хвастаюсь! Самым нахальным и неделикатным образом – хвастаюсь, и радуюсь; и перевод – ниже, но речь сейчас не об этом.
Слово, вынесенное автором в заголовок, majom, было мне незнакомо; во всяком случае, среди тех текстов, что я читаю по-венгерски – про Будапешт, про историю – вроде бы не попадалось. Ладно, думаю, это majom в рассказе в центре внимания, в каждой строчке. Догадаюсь же по ходу дела, да? Рассказ прочитала. Перевела. Что такое majom, из текста ясно не стало. Посмотрела в словарь уже после того, как дочитала до последней точки. М-да…
А вот так и оставлю в переводе. Догадывайтесь!

Жила в Будапеште одна вдова, у которой был сынок по имени Дюрка. Однажды вдова дала сыну двадцать филлеров и отправила в лавку, купить сыру. Дюрка пошёл в лавку, по дороге с монеткой играл, подбрасывал в воздух и ловил. Но двадцатифиллеровик взял да и упал на землю,  покатился по мостовой и пропал в уличном канализационном люке. Мальчик тогда очень испугался и начал горько плакать.
Подошел к нему полицейский.
- Почему ты плачешь?
Мальчик пожаловался, что у него двадцать филлеров в канализацию упали.
- Если большей беды нет у тебя, тогда мы тебе можем помочь, – сказал полицейский.
Взял Дюрку за руку и повёл с собой. Долго шли вместе, туда-сюда переходили улицу, наконец вошли в ворота старого большого дома. Мрачный двор был заполнен ящиками и бочками. Полицейский открыл дверь и так сказал мальчику:
- В этом складе лежит всё, что люди потеряли. Слепой сторож охраняет вещи; он отдаст тебе твои двадцать филлеров.
Полицейский удалился, а Дюрка вошёл в здание. Он вступил в очень длинное, мрачное помещение. Его потолок поддерживали чёрные балки. Вдоль обшарпанных стен грудами лежало множество потерянных вещей. Зонтики, трости, пальто, которые люди где-то забыли. Шляпы, которые унёс ветер. На длинных полках валялись украшения и часы. На всех них были приклеены бумажки, а на них написано имя владельца.
Дюрка ни одной живой души не встретил в первом помещении и вошёл в следующее. Там было множество потерянных собак и кошек, и даже одна лошадь. В конце же этого зала сидели несколько потерянных детей. У них на шее были записки с именами их матерей. Они сидели тихо и большими глазами серьёзно смотрели на Дюрку.
В третьем помещении оказались все игрушки, которые потеряли будапештские дети. Множество мячей, бумажных змеев, дудок и кукол. Дюрка с любопытством смотрел на выставленные предметы. Особенно на majom [и тут появляется это слово; грамматического рода в венгерском, напомню, нет], размером с ладонь. Majom мог двигать четырьмя руками, глаза были красные, и странно скалились зубы. На шее majom была записка с именем владельца: Палко Фараго. Пока Дюрка смотрел на majom, из угла послышался кашель. Возле маленькой железной печки сидел бородатый старик. На глазах у него был зелёный козырек. Он пыхтел трубкой и выпускал в воздух синие кольца дыма.
Мальчик подошёл к нему, вежливо приподнял шапку и сказал, что он пришёл за потерянными двадцатью филлерами.
- Иди в четвёртую комнату и там ищи, – сказал старик.
В четвёртом помещении хранились потерянные деньги. На длинных столах стояли глиняные тарелки, на одних тарелках были банкноты, на других золото, на третьих серебро. В конце концов Дюрка нашёл свои двадцать филлеров. На тарелке была записка с надписью: «Двадцать филлеров Дюрки».
- Нашёл? – спросил старик.
- Нашёл, дядя, – ответил Дюрка.
- Забирай и иди в лавку сыр покупать.
Дюрка поблагодарил старика и отправился назад. Когда проходил мимо majom, остановился на минуту.
- Хорошо было бы, если б majom было моим, – подумал он про себя. – Я же могу забрать. Палко Фараго, наверное, уже и не думает о нём больше, а старик ничего не видит.
Read more...Collapse )

Жаркое жёлтое
герань на окне
anna_bpguide
я_20190810_172800

О чём речь, не знаю, но от нашего района всего можно ожидать.


я_20190808_131715

Работы на площади затянулись на всё лето... по уважительной причине.


я_20190808_134838

Улица Ваци; про венгерских девушек писал еще Александр Иванович Михайловский-Данилевский:
почти всѣ прекрасныя собою.

На минутку
герань на окне
anna_bpguide
я_20190810_212023

Да, было темно. Да, ничего толком не видно. Да, у меня решительно не было времени…

Но я впервые увидела дверь этого дома открытой. Нельзя же было пройти мимо. Кто знает, когда ещё раз такое повторится.


яP_20190810_211938

Дом – у здания Парламента, за углом. Сколько раз мимо проходила – не сосчитать. Но вот – случилось, и дверь была открыта.

Read more...Collapse )

PS
Этажом выше, куда я не дошла (фото из фб):
67908435_1440145299482442_5194810511274803200_n

Aba-Novák Vilmos
герань на окне
anna_bpguide
z_20190718_102041_vHDR_On

Открылся поблизости новый отель, а в нём на стене – воспроизведение двух картин венгерского художника по имени Вилмош Аба-Новак.
Недавние муралы в окрестностях – тоже отчасти по мотивам его живописи.
Ну что ж, пусть тогда и оригиналы тут будут.


a4cb807dacf9dd4d719fed9c53a59558


a76fe2180decd6894587748d0d27efae

Это всё 1930-е годы. В 1941-м, в 47 лет, он умер в Будапеште.


Read more...Collapse )

Рубеж веков
герань на окне
anna_bpguide
608416_800В разных столбцах показано, какова была доля незамужних среди 25-29 летних женщин около 1900 года для разных европейских стран, сколько процентов населения моложе 15 лет составляли ученики начальной школы около 1890 года и доля неграмотных в 1910 году.

Меня тут, понятное дело, заинтересовали данные по Австро-Венгрии. Получается, 12% детей учились в школе, а доля неграмотных составляла 17%, что, конечно, печально на фоне Швеции и Швейцарии, но очень неплохо по сравнению с Российской империей.

Фотографировать ночной пятничный Будапешт – занятие безнадежное
герань на окне
anna_bpguide
яя_20190809_210910

Но соблазнительное.

Ветреный день
герань на окне
anna_bpguide
z_20190808_094555

Что ж, пусть будет «Ветреный день». Дому-то всё равно, конечно. Он как стоял девяносто лет на ближайшей к базилике св. Иштвана улице, так и стоит. В любую погоду. Но мне удалась зайти в него в августовский ветреный день, когда солнце – августовское, медовое – то и дело заслоняли набегающие с Будайских гор, из-за Дуная, облака.
Это «Коллекция двориков», однако как раз с двором в случае этого дома с двориком непросто. Участок архитекторам (Jónás Dávid és Zsigmond) достался треугольный. И если делать дворик как положено, со всех сторон закрытый корпусами дома, то оказался бы он крохотный, маленький и тёмный. И архитекторы сделали так. Со стороны проспекта базилики, то есть со стороны проспекта Байчи-Жилински (тогда Vilmos császár út, проспект императора Вильгельма) построили корпус высокий и строгий, с шестиколонным портиком большого ордера через три этажа.


rajz_szinhazi_elet_1928.38._115_epulo_berhazrol рис.

Вот такой.
Со второй, дальней от нас стороны, тоже сделали высокий корпус.


z_20190808_095644

А со стороны улицы Révay середину дома вырезали. Получился двор, в одну сторону целиком открытый.
Read more...Collapse )

Просто полюбоваться
герань на окне
anna_bpguide
z_20190801_155108

Потому что красавец.


z_20190801_155357

Когда он вот так закрывает собой полнеба, кажется, что нет и не может быть на свете зданий красивее.
А потом неплохо бы вспомнить, что все прочие здания, которые могли бы сравниться с этим, – храмы. Церкви. Сооружения для контактов с Тем, что выше.


z_20190801_155542

Этот же стоит на земле. Он не про небеса и не про тот свет.
И называется правильно. Дом страны.


z_20190801_162430

Полюбоваться на красавца с этой точки, с Дуная, повод был.