Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

герань на окне

Статистика

via

Вот idelsong пишет:

"...Оказывается, в дальнем зарубежье было только 19% россиян, а 81% – никогда. Там есть раскладка по месту жительства: село - маленький город - большой город - очень большой город - Москва. Но даже среди москвичей в дальнем зарубежье никогда не было 58%. А среди сельских жителей – предсказуемо – 91%.

Есть и раскладка по образованию. Но и среди людей с высшим образованием никогда не были в дальнем зарубежье 65%.

Если включить ближнее зарубежье, то и там никогда не были 53% россиян (или 40% людей с высшим образованием). Среди москвичей этот показатель снижается до 27%.

Из тех, кто бывал в дальнем зарубежье, средний человек был в 1.7 стран. Наиболее частые места поездок - Турция и Египет. В них, соответственно, бывали 5 и 4% россиян".

http://idelsong.livejournal.com/679452.html
герань на окне

Немечек

Фото

Будапештцы открыли мемориальную доску в память литературного персонажа. Немечек – главный герой романа «Мальчики с улицы Пал». Действие там происходит незадолго до начала Первой мировой, в Пеште. Немечек – фамилия, тогда школьники друг друга звали по фамилиям; имя – Эрнё.





Роман душевный, и фильм по нему в 60-е был снят хороший, и скульптурная группа возле школы установлена.




Это всё рядом – и сама улица Pál, и улица Práter, где бронзовые мальчишки, и улица Hőgyes Endre, где мемориальная доска. Вокруг станции метро Corvin-negyed, там, где бульвар Йожефа переходит в бульвар Ференца.
герань на окне

Про школы



Молодой человек из Казахстана делится впечатлениями о венгерском образовании:

«/…/ В Венгрии не заучивают таблицу умножения, вместо этого они объясняют, что такое умножение и сам процесс умножения. Уже в первом классе дети могут умножать большие цифры.
В Венгрии другие учителя, и их цель не научить ребенка чему-либо, а занять его. Например, если они видят, что ребенок в силу определенных обстоятельств не смог понять предмет, ему дают творческие задания. Например, часть детей в классе рисовали или лепили фигуры из пластилина. У нас было два учителя: один из них преподавал определенный предмет, а второй — занимался творческими заданиями. С помощью таких заданий, он заставлял детей понимать  то, что надо учиться. У них индивидуальный подход к каждому ученику /…/».
http://weproject.kz/otdih/nash-chelovek-v-budapeshte-1

И обсуждение в фейсбуке:


  • теперь так учат в венгерских школах???

  • Скажем честно - слабые школы у венгров, а ясли с садиками просто жуть....

  • А какие критерии у вас к детским садам и школам, если вы венгерские считаете плохими?

  • у меня дети давно были маленькими. Тогда вроде ничего были. Но этот парень ходил в русскую школу - может, он о ней рассказывает?

  • :-))

  • Если в Венгрии были бы слабые школы столько Нобелевских премий венгры не получили бы. По всему миру много венгерских учёных, профессоров, первооткрывателей и т..д. А учились они все в Венгрии.

  • Помимо ученых, обычные венгерские специалисты без проблем уезжают и работают в других странах.

  • Все нобелевские лауреаты учились не в современной венгерской школе а в довоенной ! Это две большие разницы:-))) А работяги венгры первоклассные и в EU и на стройках Сибири.

  • В этом Вы заблуждаетесь. Очень много моих хороших знакомых венгров (молодых), получив здесь хорошее образование, сейчас работают врачами, инженерами, адвокатами, научными работниками, музыканты в Германии, в Австрии, в Англии, и представьте себе, что не смотря на то, что они иностранцы, они очень хорошо оплачиваемые работники.

  • Но то что я хочу заметить, это наверное и в других странах тоже самое, очень даже не всё равно в какой садик, и в какую школу вы отдадите своего ребёнка. От этого очень много зависит в дальнейшем развитии вашего ребёнка.

  • прекрасные садики , отличные. четырех детей в этих садиках вырастила, воспитатели все были добрые, любящие понимающие. и со-школой тоже самое. сильные школы у венгров.

  • Тоже добавлю свои пять копеек про детские сады: да, они не учат считать, читать, писать, как в большинстве садов в России, но они очень много уделяют внимания творчеству, социальным навыкам, фольклору, дети ходят на экскурсии, в походы и т.д. Что, в целом, может, и важнее, чем знать цифры и буквы.

  • Согласна! Здесь прекрасные и ясли и сады, да и школы неплохие! Правда не помню, чтобы мои дети говорили об особенном подходе к тем, кто не справляется! А ключи соседям мы все же оставляем, да и ребёнка тоже!

герань на окне

Словарь



Есть у меня русско-венгерский словарь. Школьный. Выпущенный в Венгрии, в Венгерской Народной республике, в 1979 году. Это как раз мои ровесники по такому учились, учитывая, что мой экземпляр – седьмое издание.

Collapse )
герань на окне

Отпуск, школа и венгерское плакатное искусство



В одном из торговых центров Будапешта обнаружилась выставка старых плакатов.

Тематическая. Про то, что лето еще в разгаре, что «все – на Балатон!», и про то, что если снова начинается школа, это еще не значит, что лето кончилось. Прогноз обещает 29-30 градусов до 17 сентября, в воскресенье 31 будет.




Так что про лето – поболее будет.

Collapse )
герань на окне

Джон фон Нейман. Один из марсиан

Оригинал взят у traveller2 в Джон фон Нейман. Один из марсиан


На фотографии выше пять человек: Лео Сцилард, Юджин Вигнер, Джон фон Нëйман, Эдвард Теллер и Теодор Карман. Всех их объединяет то, что они родились в конце 19-го или начале 20-го века, в одном и том же квартале Будапешта (см. карту в http://anna-bpguide.livejournal.com/336330.html ), учились в одной и той же евангелической гимназии
Fasori Evangélikus Gimnázium, происходили из еврейских семей, высшее образование получили в Германии до прихода Гитлера к власти, а после падения Веймарской республики в Германии (а иногда предвидя такое развитие событий) успели перебраться в Америку, и работая в США произвели переворот каждый в своей области деятельности, которые — не побоюсь сказать — оказали важную роль в ходе всей мировой истории.

Историки науки коллективно называют их “марсианами”. Почему?

На этот счет есть два мнения. Согласно википедии, Фриц Хоутерманс (о котором я много писал ранее) как-то на вечеринке с коллегами заметил: «Они – марсиане; боятся, что их выдаст акцент, поэтому маскируются под венгров, людей, которые не в состоянии говорить ни на каком языке без акцента, исключая венгерский».

Впрочем, с этой гипотезой согласны не все. В известной книге* венгерского физика Дьордя Маркса приведено следующее объяснение, принадлежащее Лео Сциларду. Лео объяснил американским друзьям, что группа инопланетян, прилетевшая с Марса, решила, что Венгрия будет самой надежным прикрытием. Если за рубежами Венгрии выдавать себя за венгра, никто никогда не догадается о марсианском происхождении. (Вспомните "Мою прекрасную леди" 😀)

Так или иначе, “марсиане” привились. Иногда к ним относят еще Майкла Поланьи, выдающегося химика, а потом социолога. Но он уехал из нацистской Германии в Англию, а не в США, да и социология не является точной наукой. Как насчет химии -- пусть ответят знающие люди.

Следует отметить, что все имена, приведенные выше, даны в английском варианте — том самом, который предпочли описываемые герои после переезда в США. Настоящие венгерские имена я приведу ниже.

Сегодня я начну рассказ о Джоне фон Неймане, хотя для гения такого масштаба одного поста, конечно, не хватит. Одно перечисление областей, которые он либо начал, либо существенно расширил, займет не меньше страницы.

Итак, вернемся в 1903 год, на восточный берег Дуная, в имперскую Австро-Венгрию. Именно здесь в семье богатого банкира Макса фон Неймана родился мальчик János. Семья занимала 18-комнатную квартиру в самом центре Пешта.

Формально школьные занятия в Венгрии начинались с 10 лет. Родители посчитали, что это слишком поздно, и наняли гувернанток, которые учили Яноша, его братьев и его двоюродных братьев. Макс считал, что знание иностранных языков было важным фактором в такой маленькой стране как Венгрия; поэтому детей учили английскому, французскому, немецкому и итальянскому языкам. В возрасте 8 лет, Янош фон Нейман был знаком с дифференциальным и интегральным исчислениями. Его очень интересовала всемирная история, он прочел все 46 томов Allgemeine Geschichte Вильгельма Онкена из частной библиотеки отца. Одна из комнат в квартире была преобразована в библиотеку и читальный зал, с книжными полками от пола до потолка.

В восьмилетнем возрасте Янош поступил в лютеранскую гимназию Fasori Evangelikus. Это была одна из лучших школ в Будапеште, часть системы блестящего образования, предназначенного для элиты. Несмотря на то что гимназия была в ведении лютеранской церкви, большинство ее учеников были евреями. Юджин Вигнер был на год впереди Яноша в этой гимназии. На вопрос, почему Венгрия его поколения дала миру столько гениев, Вигнер, который получил Нобелевскую премию по физике в 1963 году, ответил, что единственным настоящим гением был Джон фон Нейман.

Я всегда считал (и до сих пор считаю), что достаточно в какой-нибудь школе волей случая или специально собраться 5-7 учителям-энтузиастам чтобы из среды увлеченных учеников вышло много истинно выдающихся людей. Еще один известный пример такого типа — Bronx School of Science в Нью-Йорке в 1930х годах, когда ее окончили такие титаны как Вайнберг и Швингер, тоже будущие Нобелевские лауреаты. Почему этого не произошло со второй Московской школой в 1960х или с 57-ой позднее? Я часто думаю об этом, но ответа не знаю.

В возрасте 15 лет Янош приступил к углубленному изучению высшей математики под руководством известного венгерского математика Gábor Szegő. На своей первой встрече с Яношем Gábor Szegő был настолько изумлен математическим талантом мальчика, что он (Габор) расплакался. Янош моментально решал все задачи, которые предлагал ему его будущий учитель.

В возрасте 19 лет, Янош фон Нейман опубликовал две важные математические статьи, во второй из которых дал современное определение ординальных чисел, превзошедшее определение Георга Кантора. По завершении своего обучения в гимназии, Янош фон Нейман выиграл премию Этвеша, главную венгерскую премию по математике.

Поскольку в Венгрии было мало перспектив для профессиональных математиков, и все те, что иногда попадались, плохо оплачивались, отец Яноша настаивал, чтобы Янош выбрал карьеру в бизнесе, в области более полезной деятельности в финансах. После дебатов Янош и его отец сошлись на компромиссном варианте инженера-химика. Поскольку Янош плохо знал химию, было решено отправить его на два года на химический факультет Берлинского университета.
После окончания в 1923 году, двадцатилетний Янош поступает в Высшую Техническую школу Швейцарии в Цюрихе и, одновременно, на кандидатскую (Ph.D.) программу по математике в университет Будапешта. В 1926 г. он успешно заканчивает обе программы и, получив PhD и грант от Фонда Рокфеллера в Нью-Йорке едет в Геттинген, в Германию, чтобы работать над математическими проблемами под руководством великого Давида Гильберта. Напомню, что в 1920х и начале 1930х годов Геттинген был Меккой научного мира. Именно там в это время рождалась квантовая теория поля. Именно туда стремилась талантливая молодежь со всего мира.

Отступление: люди, интересующиеся наукой 1930х годов, заметят, что в то время Фонд Рокфеллера был самым щедрым источником поддержки молодых людей в точных науках; Ландау, Гамов, Александров и многие другие советские молодые люди тоже ездили на стажировку в Европу по грантам от Фонда Рокфеллера. Этот трех-миллиардный фонд существует и сейчас, однако его цели сместились. Сейчас он финансирует экологические науки, поддерживает образование в странах третьего мира и т.п. Физика и математика более не входит в круг их интересов.

Продолжение следует…

* George Marx, The Voice of the Martians: Hungarian Scientists who Shaped
the 20th Century in the West, (Akademiai Kiado, Third Edition, Budapest,
2001).
герань на окне

Учителя на митингах



Серьезный разговор венгерских учителей с правительством, начавшийся весной, не закончен.
В выходные митинги прошли и в столице (туристы мои слышали-видели и удивились), и в других городах страны.

Перед лицом учителей, столь стойких и ответственных, что я должна делать? Учить венгерский. Итак, текст – с сайта, откуда и фотографии; постараюсь разобраться.





Kiosztották az Orbán kormányt, és nem hagyják abba
Изгнать правительство Орбана и больше не возвращать

Szombaton Győrtől Szegedig több nagyvárosban is százak, illetve ezrek tiltakoztak az Orbán-kormány újra és újra kudarcot valló oktatáspolitikája ellen, őszre pedig olyasmit ígérnek, amilyet még nem látott Magyarország.
В субботу в большинстве городов от Дьёра до Сегеда сотни, точнее тысячи людей снова протестовали против потерпевшей неудачу политики правительства Орбана в области образования, осенью же протестующие обещают такое, чего еще не видела Венгрия.

Pukli István a tömeg élén.
Ишван Пукли перед колонной протестующих.

Иштван Пукли, учитель истории, директор будапештской Teleki Blanka гимназии в Зугло, эсперансист, – ведущая фигура венгерских учительских протестов 2016 года, как сообщает уже даже не только венгерская, а и английская Википедия.


Collapse )
герань на окне

Хитро!


Интереснейшая загадка была, оказывается у sergeytsvetkov в Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост)

Автор пишет:
Итак, еще раз условия задачи.
Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе.

Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали.

Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по мнению людей античности?


Ответ и авторское разъяснение, естественно, прячу под кат.
Collapse )
герань на окне

Ультимативно-архитектурный город



Реплику ув. carmelist стоило бы процитировать уже ради точной формулировки Санкт-Петербурга как «ультимативно-архитектурного города». Но и в целом она хороша.

Этот вопрос мне задавали не раз до учебы в институте, многократно во время учебы и несколько раз после неё. Я заметил обратную прогрессию. Чем становлюсь старше, тем реже слышу: "Почему ты решил стать архитектором?". Пришло время рассказать правду.
Всю жизнь в качестве ответа на этот вопрос я выдавал одну и ту же версию. Мой любимый школьный предмет - геометрия, удачно наложился на мою учебу в художке... Иными словами: математика + рисование = архитектура. Не отрицаю, есть в этом доля правды. Но, живя в мелком провинциальном городке, я плохо себе представлял, что такое архитектура. О студенческой жизни не знал вообще ничего.
Летом 1970 года все изменилось. Мы с мамой улетели в Ленинград. Там, конечно же, была Дворцовая площадь. На ней стояла Александровская колонна. Я немедленно влюбился в её римско-дорическую капитель. Потом я влюбился в арку Главного штаба. Потом в египетского сфинкса на набережной. Потом во все фасады, которые встречались нам по пути до Академии художеств. Я влюбился во всё в этом ультимативно-архитектурном городе. А потом я влюбился в студентов.
Не помню, возле здания какого института мы с мамой присели передохнуть. Там был небольшой почти без деревьев сквер. На соседней с нами скамейке сидел парень. Вы помните эти советские скамейки с музыкальным профилем из тонких брусьев? С совершенным чувством свободы он расположился на её спинке и, отрешенно жуя всухомятку зажатый в руке белый батон, изучал какую-то книжку. "Это студент" - сказала мама. В её голосе мне послышалась жалость.
Неподалеку почти в такой же позе сидел еще один парень. Он тоже читал книгу. Тоже заедал её белым батоном. Но в отличие от первого он запивал батон молоком из пол-литрового треугольного пакета. По окончании обеда, вероятно в пакете оставалось молоко. Поэтому, уходя из сквера, он молча передал его нашему соседу. Тот, как ни в чем не бывало, даже не благодаря, принял пакет и продолжил чтение книги. "Это студенты!" - еще раз сказала мама. В его голосе слышались нотки любви и гордости.
С тех пор я люблю архитектуру и студентов. Они это знают.

Источник: http://carmelist.livejournal.com/615208.html
Иллюстрация: А. П. Остроумова-Лебедева. "Горный институт". Гравюра на дереве для книги Н. П. Анциферова "Душа Петербурга". 1920.
герань на окне

Учителя



В Венгрии сегодня бастовали педагоги.

Вкратце: против политики правительства в области образования.
О деталях говорить не буду; со школами у меня контактов мало.
Просто покажу фотографии, собранные отовсюду из интернета.

Collapse )