герань на окне

277. Летний дождь, модерн, лестница

z_20210805_162029_vHDR_On

Я:
– Что ты дразнишься? Дождь, света мало, цвет на фотографиях не получится.
Будапешт:
– А чёрно-белая графика тебе уже и не красота? Заходи, пока дверь открыта, ты ж в этом доме ещё не была!


z_20210805_161924_vHDR_On

Collapse )
герань на окне

Вот, правильно человек понимает

1493172_900Петр Воронков — о венгерской столице

Венгрия сегодня! Страна, которая после открытия для россиян обрела небывалую популярность. Цены на авиабилеты выросли словно на дрожжах и продолжают расти. Некоторые туристы рассматривают Будапешт как транзитную точку на пути, например, в Италию. Хотя я бы с удовольствием провел отпуск в венгерской столице.

Будапешт — город, который воспринимаешь чувственно. По нему не хочется бегать в поисках дворцов, музеев, картинных галерей, хотя они здесь на каждом шагу. Хочется не спеша прогуливаться, заглядывать в маленькие магазинчики, не торопясь потягивать кофе в крохотных двориках заведений, вдыхать и ощущать. Первое, что производит впечатление, –– запахи.

Насыщенный и одновременно издевательский коктейль из ароматов кофе, шоколада, гуляша, супов, выпечки, сигар. Издевательский, потому что здесь все время хочется есть. Венгры –– народ очень радушный, но слишком аристократичный для обслуги. Каждый официант –– хозяин, и он тебя угощает. Он может возмутиться, если ты закажешь ребенку не то, что он считает правильным: «Это же слишком остро для мальчика! Нет-нет, даже не просите, я принесу ему другое блюдо».

Уже через час, несмотря на огромные порции знаменитого гуляша, опять хочется есть. То ли из-за термальных источников, то ли в Будапеште просто молодеешь душой. Но как иначе, если трамвай здесь мчится со скоростью наших тонированных монстров по МКАДу? Местная полиция какая-то неправильная что ли, не проверяет у людей документы.

Можно лежать на лавке или на траве в парке, сидеть на тротуаре, а вот ночью вдвоем забавно посетить те самые музеи и соборы. Опустишь монетку, и внутри вспыхнет свет, правда, ненадолго. А можно подняться на самую верхнюю точку города, и там, над Дунаем, клясться друг другу в вечной любви, как это бывает только в молодости или в Будапеште.

герань на окне

тут на долинах поселяне сеют хлеб, косят сено и разводят сады

c8dac78e6d65e40d43acfe0115d7b046

Молодой Ф. Глинка создал одно из самых лирических описаний современной ему Венгрии: Вилмош Аба-Новак (1894–1941) – кажется, единственный венгерский живописец, который мне по-настоящему нравится. И то не весь.
В пару его «Полуденным отдыхающим / Déli pihenő» 1932 года – фрагмент письма Фёдора Глинки (1786–1880) 1806 года:
«Венгрия! Как приятно путешествовать по сим местам! Какая картина! Длинные цепи гор Карпатских: издали голубые верхи их синеют сквозь прозрачную завесу белого тумана. Подходишь ближе, и тысячи прекрасных разнообразных видов и удивительно приятных изменений природы представляются вдруг, и очаровывают прелестию своего восхищенного странника. Частые перелески, зеленые полянки, виноградные сады придают много прелести дикой красоте гор; на самых возвышенных скалах видны древние опустелые замки с гордыми башнями; а внизу у подошвы смиренные хижины. Между гор бывают обыкновенно деревни; тут на долинах поселяне сеют хлеб, косят сено и разводят сады. Быстрые и светлые ручьи тихо льются по долинам. В Венгрии отменно много картинных и прекрасных мест: извне это бесподобная земля».
Глинка Ф. Н. Письма русского офицера… М., 1808.
герань на окне

Путеводитель, 1956

z_20210714_093718_vHDR_On

Коллега Эржи показала купленный её на книжном развале путеводитель по Будапешту, изданный в 1956 году. Надо полагать, а первой половине 1956 года, до осени. Проспект Андраши там – проспект Сталина, бульвар Елизаветы – Ленина. Отсутствует мост Елизаветы: первоначальный погиб в войну, а новый ещё не начали строить. Зато возле Парламента (Országház) обозначен временный послевоенный мост Кошута; 1956-й – последний год его планового функционирования, в 1960-м будет ликвидирован.


z_20210714_093758_vHDR_On

Кафе на набережной.


Collapse )
герань на окне

276. Вечер, чужой дом

я_20210727_202529_vHDR_On — копия

Два дома. Сиамские близнецы, сросшиеся дворами.
Довольно комичное зрелище: двое ворот рядом, но в какие с улицы не зайдёшь, окажешься в одном и том же дворе. Дома одинаковые, друг другу симметричные, но замощён двор по-разному, у каждой из половинок по-своему. Тонкое, очень тонкое разграничение пространства и, надо полагать, общества. Как, интересно, жители говорят о соседской территории: «это наш двор» или «их двор»? Или «их половина нашего двора»? Нюансы!


я_20210727_202546_vHDR_On — копия

В той половине, которая слева, на лестнице обнаружились витражи. Сгущались синие сумерки, и муж ждал на улице, и мы шли гулять в парк, надеясь захватить до полуночи чуток прохлады и на Вайдахуняд, отражающийся в воде, полюбоваться, пока совсем не стемнело. Но – витражи!

Collapse )
герань на окне

Виза+вакцина=Венгрия

пв-1

С 27 июля 2021 года правительство Венгрии разрешило въезд на территорию страны гражданам России, у которых имеется сертификат о вакцинации против Covid-19.

Граждане России могут въезжать на территорию Венгрии без ограничений (без прохождения карантина и ПЦР тестов), при наличии действующей шенгенской визы и свидетельства о вакцинации.

Заявления на визу можно подать в визовых центрах VFS Global, предварительно записавшись на прием. Заявления на получение визы обрабатываются в соответствии с правилами Шенгенского соглашения. Помимо обычных подтверждающих документов к заявкам необходимо приложить свидетельство о вакцинации. Образцы принимаемых свидетельств будут опубликованы в ближайшее время.

Полную информацию по въезду на территорию Венгрии Вы найдете на сайте венгерской полиции (на английском языке).

https://moszkva.mfa.gov.hu/rus/news/pravitelstvo-vengrii-razreshilo-vezd-na-territoriyu-strany-grazhdanam-rossii?fbclid=IwAR30WJ-_DuihEh74x0Gwk-WlX2FS773wlN1zLEp7gJGcyvqAqIOD4m2M-QI

герань на окне

Гимназия в Кёбанье, Будапешт, 1914

я_20210723_105642_vHDR_On

Что важнее в архитектуре? Что слышнее в здании – личность автора или дух времени?


я_20210723_105714_vHDR_On

Это Эдён Лехнер. Любимый всеми будапештцами Лехнер – тот, что здание Почтово-сберегательного банка с зелёной керамической крышей, то, что дом Тонет на улице Ваци, и Музей прикладного искусства, и Геологический институт. Только время другое. Дата на аттике – 1915. Год, как идёт война, про которую ещё не знают, что она Первая, но уже догадываются, что Мировая. Да и Лехнер год, как умер, счастливым образом до войны не дожив.
Collapse )
герань на окне

Здесь был Глобус

я_20210723_103327_vHDR_On

Globus – те самые венгерские овощные и пр. консервы. Предприятие и сейчас живо, но здание – здание в таких формах, как видно, уже не выгодно и не нужно. Производство здесь остановилось в 2009 году, два года назад писали, что собираются сносить…

Нет, стоит, хоть как-то да используется: в хозяйстве пригодится. Мне вот пригодилось – поснимать. Она же очаровательна, эта индустриальная архитектура столетней давности. И стареет она благородно, с достоинством. Строилось не для баловства, не пыль в глаза пустить. Возводилось в расчёте на внятную функцию. Как античный храм.

«Фабрика вытащила производство из каждого двора, собрала вместе и поместила в отдельное здание. Примерно так же, как до того, в XVII веке, театр собрал со всего города происходившие на площадях и улицах мистериальные драмы и представления и поместил их в отдельный ангар». (Г. Ревзин. "Как устроен город").

Здесь ещё нагляднее: городская фабрика собрала вместе фрукты-овощи, выращенные в садах и огородах по всей стране. Это и называется союз рабочего класса и крестьянства. И буржуазии, естественно, – кто ж фабрику-то откроет?


я_20210723_103136_vHDR_On

Впрочем, надо притормозить: строился-то комплекс как пивоварня.


Collapse )
герань на окне

Религиозная жизнь балатонского берега

Я_20210714_135602_vHDR_On

«А буддисты в городе есть?» – «Вот буддистов нет…»


я_20210714_130052_vHDR_On

Белая стена справа – бывшая синагога. Впереди – две протестантские церкви: Евангелическая и белая Реформатская, то есть Кальвинистская. Католическая церковь осталась за кадром.


Collapse )
герань на окне

Архитектура как предчувствие

я_20201108_124145

Всё время борюсь с искушением переделать эти кадры в ч/б. Архитектура Будапешта между двумя мировыми войнами – сплошные сумерки, помрачение, нервозность. Архитекторы не то чтобы знают, но чувствуют больше, чем прочие люди.



я_20210716_185739_vHDR_On

А то с чего бы в доме, построенном в 1932-м, выкладывать пол свастикой?
Collapse )